В России, как известно, две беды — дураки и дороги. Но если вопрос о первых субъективен, то вторые оценить намного проще: достаточно выйти из дома. Впрочем, если говорить о крупных городах, здесь ситуация, конечно, лучше, чем на периферии. Но даже в Москве и Петербурге хватает разбитых дорог, особенно в стороне от центральных магистралей. О беспокойстве россиян состоянием дорог и транспорта свидетельствуют данные опроса, проведённого «Левада-Центром».
Плохое качество дорог, ямы, ухабы беспокоят 47% респондентов, ещё 30% недовольны пробками и заторами. По 10% опрошенных обратили внимание на отсутствие мостов и развязок, а также на недостаток или отсутствие автомобильных дорог. Хотя справедливости ради надо сказать, что дороги в последние годы всё-таки стали строить активнее. Но в целом дорожные проблемы не меняются веками, и ничего нового россияне практически не отметили.
Исключение касается лишь платных дорог, которых становится всё больше, и это вызывает беспокойство 4% опрошенных, да высоких штрафов за нарушения — 6%. Последними, видимо, недовольны злостные нарушители. Им стоит ознакомиться с аналогичными штрафами, например, в европейских странах — там за нарушение ПДД карают очень жёстко, и никто не жалуется: безопасность на дороге превыше всего.
Немало среди опрошенных и тех, кого не устраивает высокая стоимость проезда (19%), тем более что общественным транспортом пользуется большинство россиян. Так, 42% ездят на автобусе, ещё 30% — на маршрутных такси. Что любопытно, только 12% респондентов пользуются метро.
Впрочем, это вполне объяснимо — метро есть лишь в нескольких крупных городах. А вот велосипедистов в нашей стране всё ещё мало — только 4% пользуются велосипедом, чтобы добраться до работы, учёбы или по иным делам. Возможно, это связано с отсутствием или неразвитостью велосипедной инфраструктуры, о чём говорят 6% респондентов.
Значительно больше россиян за последние годы стали пользоваться личным автомобилем — почти треть жителей страны предпочитают собственную машину общественному транспорту.
Кстати, многие россияне недовольны и работой общественного транспорта: 14% опрошенных отмечают нарушение расписания, 12% говорят о плохом состоянии автобусов, трамваев и электричек, 6% недовольны существующими маршрутами.
Примечательно, что 12% опрошенных вообще не считают, что у них в городе или районе есть транспортные проблемы. Будем надеяться, что это число будет расти с каждым годом.
«Убитые» дороги
Тем временем Общероссийский народный фронт выяснил, какими конкретно дорогами недовольны граждане. В рамках проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» жители страны имеют возможность самостоятельно добавлять на интерактивную карту участки, которые, как они считают, требуют срочного ремонта.
Наиболее активными были жители Самарской области и Краснодарского края, а также Смоленской, Астраханской и Тульской областей. С декабря 2016 года эксперты ОНФ побывали в 84 регионах, чтобы лично осмотреть лидеров антирейтинга. Кстати, картой не преминули воспользоваться и чиновники, так что в некоторых регионах ситуация улучшилась.
«В списке лучших регионов оказалась Ивановская область: здесь на девяти дорогах, вошедших в десятку худших, уже проведён капремонт, одна — в планах ремонта на 2018 год. В Томской области — аналогичная ситуация, в Вологодской области капремонт уже проведён на восьми дорогах, две стоят в планах ремонта на 2017 год. Республика Татарстан успела отремонтировать восемь дорог — лидеров с карты ОНФ, одна — в планах ремонта на 2017 год, ещё одна остаётся в ненормативном состоянии. В Республике Коми на семи дорогах был проведён капитальный ремонт, на двух — ямочный, участь ещё одной пока не решена», — сообщили в ОНФ.
А вот в аутсайдерах — республики Калмыкия, Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Челябинская, Саратовская, Владимирская, Костромская области и Ненецкий автономный округ.
Карта по-прежнему работает, информация собирается.