Отечественные и международные профсоюзы предали огласке конфликт, разгорающийся в недрах российского филиала транснациональной компании Nestle. Последняя сокращает 85% сотрудников отдела продаж в 10 городах страны. Активисты профсоюзов рассказывают о запугивании и давлении, вплоть до случаев незаконного лишения свободы для принуждения подписать уведомление о сокращении. При этом членов трудовой ассоциации, по их словам, увольняют из компании практически поголовно. Обеспокоенность ситуацией выразил международный профсоюз пищевиков IUF, а российская Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР ) обратилась по этому поводу в Генпрокуратуру. Жалобы на отношение к работникам со стороны ООО «Нестле Россия» поступают уже многие годы. В самой компании последние инциденты отрицают. В этом разбирался News.ru.
Исаревич и шоколадная фабрика
Первым тревогу забил председатель профсоюза сотрудников отдела продаж «Нестле Россия» Дмитрий Исаревич. Последний уже не в первый раз выводит проблемы компании на федеральный уровень — в 2012 году он восстановился на рабочем месте через суд после незаконного увольнения, выиграв вдобавок компенсацию в 2,5 млн руб. Как следует из его письма в профсоюз работников АПК (есть в распоряжении News.ru), под запланированное «Нестле Россия» сокращение попадают 300 человек — сотрудники департамента корпоративных продаж ООО «Нестле Россия» и его подразделения, которые занимаются кормами для животных, детским питанием, обслуживанием кофейных аппаратов и продажей готовых завтраков. Части работников было предложено дальнейшее трудоустройство в подрядных организациях, однако ни один из членов профсоюза в их числе не оказался.
Исаревич заявляет о вопиющих случаях нарушения прав работников. По его словам, утром 14 мая одновременно в 10 городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Воронеже, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Иркутске и Ростове-на-Дону компания собрала сотрудников якобы на рабочее совещание в специально арендованных конференц-залах гостиниц.
Ровно в 9:00 по мск всех заперли по этим аудиториям, выставили охрану (нанятый ЧОП), в каждой группе были также нанятые юрист и психолог. Никого не отпускали (даже в туалет) пока не подпишут уведомление о сокращении. Звонить, фотографировать и снимать видео запрещали. На просьбы: выйти и проконсультироваться — говорили что для этого есть их юристы. В Воронеже и Москве сотрудников 3-й группы (попадающих под сокращение. — News.ru) не выпустили даже на обед. Еду принесли прямо в аудиторию. Отобрали вилки и ножи, предложили есть только ложками, — пишет в профсоюз АПК активист (орфография и пунктуация сохранена; есть в распоряжении News.ru).
Как указывает в своём письме Исаревич, под сокращение попали практически все члены первичных профсоюзных организаций, причём, по его данным, это было сделано намеренно. На следующий день, утверждает автор обращения, давление продолжилось.
В течение 15 мая индивидуально вызывали сотрудников в региональные офисы или звонили им на мобильный телефон и путём угроз склоняли выбрать увольнение по соглашению сторон. Иначе: в течение времени с получения уведомления о сокращении до увольнения — заберут служебный автомобиль, будут ставить задачи ходить пешком по торговым точкам. Производить мониторинги и выполнять другой функционал менеджеров по продажам или сидеть целый день в офисе и делать кучу бессмысленных отчётов и презентаций, — говорится в письме.
В этот же день, добавляет Дмитрий Исаревич, он получил новые заявления о желании вступить в профсоюз. Как рассказал активист, свои действия работодатель объясняет снижением затрат и повышением эффективности. Подразделение продаж передаётся на уровень партнеров-дистрибьютеров, куда переходят 40% из общего числа сокращаемых.
Если взять глобально: 85% — это 300–350 человек от числа штата, из них сотне предложили перейти на худшие условия работы у дистрибьютеров. Получается, где-то 50–60 человек оставляют у партнёров, остальным — до свидания, — рассказал Исаревич в комментарии для News.ru.
По словам профсоюзного лидера, объяснения своим действиям компания не даёт. Сам он рекомендует сотрудникам не подписывать документы о сокращении, его советом воспользовались около 80 человек
У всех сотрудников были подписаны бессрочные договора, это значит, что их могли уволить только после нескольких нарушений договоров. А здесь людей увольняли одним днём. У нас 27 мая был митинг в Москве. Мы встречались с активистами, мы свою позицию передаём в правоохранительные органы, вплоть до администрации президента, — говорит он.
Роль туалета в трудовых спорах
News.ru ознакомился с содержанием писем пяти разных сотрудников «Нестле Россия» в профсоюзные инстанции, которые подтверждают слова Исаревича.
В аудиторию мы зашли в 8:58. Докладчик быстро пролистал слайды, где говорилось, как в компании всё прекрасно. После этого нас разделили на три команды по 11–12 человек. Всех развели в разные аудитории. В 9:17 со мной в аудитории остались (перечисляет фамилии. — News.ru) один сотрудник службы безопасности, сотрудник отдела «Пурина» (который также следил за тем, чтобы мы не покидали аудиторию без подписанного уведомления об увольнении по сокращению штата или согласия на увольнение по соглашению сторон), сотрудник HR, старший юрист и старший аналитик. Сразу предупредили, что выйти из аудитории возможно только после подписания одного из этих двух документов, — пишет один из участников корпоративного собрания (орфография и пунктуация сохранена; есть в распоряжении News.ru) .
На мой вопрос о необходимости выйти в туалет мне ответили, что я смогу выйти, только подписав уведомление!!! После такой унизительной фразы я встал и пошёл в туалет. Мне преградил дорогу юрист компании (называет фамилию. — News.ru), не выпуская из аудитории, со словами: «Пока не подпишешь, выходить нельзя, даже в туалет». После этого «приобнял» меня руками, не давая пройти. На данное действие я еще раз сказал, что мне необходимо в туалет и, обращаясь к коллегам, как к свидетелям, предупредил его, что буду вынужден применить приемы самообороны, если он и дальше будет препятствовать моему свободному передвижению, а так же предупредил, что вызову полицию, в случае если и дальше меня будут удерживать против моей воли. После этого он отступил, и мне удалось сходить в туалет, — рассказывает другой работник «Нестле».
В ситуацию уже вмешался Всемирный профсоюз пищевиков, работников сельского хозяйства и гостиниц (IUF), к которому относятся первичные ячейки в региональных подразделения «Нестле Россия». Материалы его переговоров с руководством российского филиала компании есть в распоряжении News.ru.
Сами действия, предпринятые 14 мая, вызывают возмущение: насильственное удерживание сотрудников в закрытых и охраняемых помещениях, куда они были приглашены под ложным предлогом, запрет на пользование мобильной связью, даже на нормальный прием пищи и посещение туалета, оказывавшееся на людей морально-психологическое давление с целью принудить их к написанию заявлений на увольнение, якобы, «по соглашению сторон». 15 мая и позднее давление на сотрудников было продолжено в форме угроз дискриминацией, созданием невыносимых условий труда и т.д., — говорится в письме IUF генеральному директору ООО «Нестле Россия» Марсиалю Роллану. (Орфография и пунктуация автора сохранена — News.ru.)
Представители всемирного профсоюза потребовали от Роллана приостановить сокращения, извиниться перед работниками, на которых было оказано давление. и вступить в открытые переговоры с трудовым коллективом по поводу условий их дальнейшей работы либо ухода.
«Нестле» относится к числу компаний, которые часто и много говорят о своей социальной ответственности. К сожалению, в данном случае мы увидели совершенно обратное: грубое нарушение трудовых прав, унижение и издевательство по отношению к своим сотрудникам, незаконное лишение свободы, создание угрозы здоровью людей... И если руководители компании в России каким-то образом рассчитывают, что такие события могут остаться не преданными гласности, они серьезно ошибаются, — заявила в комментарии News.ru координатор по работе с транснациональными компаниями в России Всемирного профсоюза пищевиков Мария Курзина.
В свою очередь, получив жалобу Исаревича, глава российского профсоюза работников АПК Наталья Агапова обратилась в Генеральную прокуратуру с требованием проверить законность действий руководства «Нестле Россия».
Отдельную обеспокоенность профсоюзных объединений вызывало «выраженное стремление компании избавиться в первую очередь от членов действующей в отделе продаж ООО „Нестле Россия“ профсоюзной организации, насчитывающей более 120 человек».
Никак не отреагировали на просьбу прекратить все действия против сотрудников. Никому ещё не ответили, — пояснил Дмитрий Исаревич на вопрос о реакции со стороны руководства компании.
Пресс-служба ООО «Нестле Россия» в ответ на запрос News.ru с просьбой прокомментировать ситуацию, сообщила, что происходящее связано с тем, что компания вносит изменения в структуру подразделения продаж, усиливая ряд направлений и при этом сокращая часть позиций в некоторых областях. Тем самым она модернизирует структуру, «следуя тенденциям российского рынка».
В середине мая «Нестле» проинформировала сотрудников о предстоящих изменениях. Все переговоры с сотрудниками велись в уважительной форме. Компания всегда взаимодействует с сотрудниками на основе принципов соблюдения прав и уважения и строго следует всем требованиям Трудового кодекса и других законов Российской Федерации. Согласно требованиям трудового законодательства, работодатель обязан уведомить сотрудников о предстоящих изменениях в штатном расписании должным образом, и в этой связи сотрудников попросили подписать соответствующее уведомление, — заявили в пресс-службе.
Репутация тает во рту
Проблемы с трудовыми правами в российском подразделении швейцарской компании замечались и ранее. Так, в 2004 году на принадлежащей Nestle фабрике «Хладопродукт» в Тимашевске Краснодарского края был уволен водитель электропогрузчика, председатель профкома предприятия Анатолий Шульга. До этого его напарник получил травму, в чём обвинили Шульгу. В свою очередь пострадавший считал виновным в этом администрацию фабрики. Конфликт, в котором активно участвовало руководство Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), перешёл в судебное русло.
В 2008 году председатель ФНПР Михаил Шмаков лично пришёл поддержать пикет у здания российской штаб-квартиры Nestle. Протестующие обвиняли компанию в сверхэксплуатации рабочих фабрики «Нестле Камская» в Пермском крае, которые получали зарплату в размере 6–7 тыс. руб.
Тот же Шмаков в 2013 году, выступая в Женеве на 97-й сессии Международной конференции труда, заявил, что «компания продемонстрировала неуважение принципам социального диалога и полностью разрушила миф о Nestle как социально ответственной компании».
В 2015 году в Перми сотрудники «Нестле Россия» вышли на пикет, чтобы потребовать сохранения графиков со сдвоенным выходным. Они требовали от руководства провести переговоры по поводу пересмотра режима работы.
Отдельная история была связана с не раз упомянутым выше Дмитрием Исаревичем. В «Нестле Россия» он начал работать с 2006 года в качестве супервайзера по работе с ключевыми клиентами, а затем, с апреля 2010 года, в должности «менеджера по развитию категории у сетевых клиентов». По версии руководства «Нестле», 1 декабря 2010 года он был уволен по соглашению сторон, однако сотрудник это полностью опровергал. Вскоре он обратился в Замоскворецкий районный суд Москвы с иском, в котором среди прочего просил: признать увольнение незаконным, восстановления на работе, взыскания заработка за период вынужденного прогула и компенсацию морального вреда. Экспертиза показала, что за него подпись под соглашением поставило другое лицо.
В результате 13 марта 2012 года суд обязал компанию восстановить Исаревича на работе и взыскать в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула в размере 2,47 млн руб.