Сапер из Донецка Андрей Чумаков потерял ступню и передвигается на протезе. Трагедия произошла во время выезда на разминирование территории, по которой были разбросаны мины «Лепесток». Андрей и его жена Карина рассказали NEWS.ru, как перенесли известие об ампутации части ноги и что помогло им не падать духом.

Как сборщик мебели стал сапером МЧС ДНР

Андрей и Карина оба родились и выросли в Донецке. Супруги познакомились 11 лет назад в компании общих друзей. Карина рассказала, что веселый характер Чумакова буквально ее покорил. Помимо этого, по словам женщины, она чувствовала надежность: «Сказал — и сделал».

Чумаковы поженились в 2013-м. Осенью того же года в Киеве начался государственный переворот, который, по словам супругов, стал точкой невозврата для сотен тысяч жителей Украины. Чумаковы вспоминают, что еще в феврале 2014 года в Донецке было спокойно. Карина тогда училась в университете экономики и торговли по специализации «банковское дело». Андрей трудился сборщиком мебели и подрабатывал барменом. Но летом 2014 года, как рассказал Андрей, «ВСУ начали бомбить Донецк».

«Мы все поняли, что началась самая настоящая война. Надеялись на быстрое завершение конфликта. Но затянулось надолго… Противник забрасывал мирные территории боеприпасами. По телевизору показывали, как от разрывов снарядов страдали люди. Катастрофически не хватало специалистов для разминирования. Я узнал, что в Донецке создается отряд пиротехников для работы по гуманитарному разминированию — очищать улицы города от взрывоопасных предметов. И записался в него. Прошел обучение и уже через два месяца стал сапером отряда МЧС ДНР», — вспоминает Чумаков.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

 Андрей и Карина ЧумаковыФото: Личный архив семьи Чумаковых Андрей и Карина Чумаковы

Как сапер из ДНР потерял ступню

Андрей рассказал, что его первый выезд был в частный сектор. «Туда прилетел танковый, 125-мм снаряд. Мы с ребятами нашли входное отверстие и начали извлекать, долго копали, но выкопали. Первый снаряд, он запоминается», — отметил собеседник NEWS.ru.

По словам Чумакова, 10–11 лет назад ВСУ использовали снаряды и мины старого советского производства, которые сохранились на военных складах. Затем у украинской армии стали появляться образцы из стран НАТО, поделился наблюдениями Андрей.

Карина призналась, что всегда провожала мужа на работу с тяжелым сердцем. «За профессией спасателя и сапера стоят всегда переживания и слезы их близких. Когда муж уезжает на задание, то семья живет от одного его звонка до другого. Но профессия — его мужской выбор. Я очень горжусь моим мужем», — добавила Чумакова.

Однажды Андрей, как обычно, выехал на задание в составе группы разминирования. Незадолго до того на территории республики, по его словам, появились почти незаметные украинские мины «Лепесток». Во время разминирования участка с ним случилась трагедия.

«Траву-то мы проверили — нет „Лепестков“. А мина, как оказалось, повисла на дереве и затем упала. Начался обстрел, я отвлекся и поставил ногу туда, куда не нужно было ставить. На „Лепесток“… То есть, как оказалось, даже проверенная территория может быть опасной», — вспоминает Андрей.

 Андрей и Карина Чумаковы с дочерьюФото: Личный архив семьи Чумаковых Андрей и Карина Чумаковы с дочерью

По словам Карины, в тот день она позвонила мужу во время обеда. «Ответил незнакомый голос: сообщил, что произошел подрыв и мой муж сейчас находится в больнице… За мной приехали сослуживцы Андрея и отвезли меня к нему. Его уже прооперировали… Нашему сыну было 3,5 года. Он не понимал происходящего в силу возраста. Дочь чуть старше и уже осознавала, когда пришла в больницу, очень сильно плакала оттого, что „папе больно“», — рассказала Карина.

Она добавила, что с того момента жизнь полностью изменилась. Андрей проходил реабилитацию и учился заново ходить.

Как сапер из ДНР восстанавливался после ампутации

«Сначала была депрессия — примерно около недели после происшествия. В голове крутились мысли, как теперь жить дальше. Травма все-таки серьезная. И непонятно было, как выстраивать из этой точки новую жизнь», — вспоминает сапер.

Коллеги и руководство МЧС ДНР поддержали Чумакова: они навещали его в больнице и говорили, что все будет хорошо и что еще с более серьезными травмами живут люди, приводили в качестве примера фигуриста Романа Костомарова, который без обеих ног и без кистей, с протезами, даже вернулся на лед.

«Очень помогла поддержка и семьи, и товарищей по службе: не дали накрутить себя и упасть духом… И важно, что меня не списали со службы. А говорили, что буду продолжать служить: „Долечивайся и выходи на работу, ты нам нужен“. Все это очень помогло морально», — рассказал Чумаков.

Когда Андрей получил протез, сначала ему было трудно к нему привыкнуть. По словам сапера, важно осознать, что ты — не больной и сломанный человек, а получил травму.

 Андрей и Карина ЧумаковыФото: Личный архив семьи Чумаковых Андрей и Карина Чумаковы

«Это разные вещи… Роман Костомаров и на коньках катается, и плавает. Я тоже плаваю. Поставил себе задачу: научиться водить автомобиль, есть такая возможность для людей и в моей ситуации. Также увлекся волейболом сидя. Он такой же, как и классический, только сетка ставится ниже и бегать не приходится, мяч бросаешь с места. Не планирую достигать высоких спортивных результатов, занимаюсь для себя. Хотя периодически ездим на соревнования. Например, побывали на Кубке Защитников Отечества в Сочи», — рассказал Андрей.

Вернулся ли сапер в МЧС ДНР

Андрей продолжает работать в МЧС ДНР. Теперь он не ездит на разминирование, занимается оформлением документов и обучением новых сотрудников. Карина тоже устроилась в ведомство на должность диспетчера-радиотелефониста. По словам Чумаковой, дочь переживала, мол, мама, ты не боишься травму получить следом за папой? Карина объяснила ребенку, что диспетчерская служба не подразумевает командировки на опасные объекты и все будет хорошо.

В финале беседы Чумаков напомнил жителям прифронтовых территорий, что снаряды могут лежать и в кустах, и в лесополосе, и даже во дворах частных домов, покинутых хозяевами на время боевых действий. Он призвал граждан быть внимательнее и не трогать незнакомые предметы на улице.

«Листва и трава ложатся слоями год от года. Среди этих слоев могут находиться взрывоопасные „сюрпризы“. А люди часто, потеряв бдительность, начинают убирать скопившуюся листву, например во дворе частного дома. И подрываются. К сожалению, такое бывает на территориях, где шли боевые действия… А те же „Лепестки“ сделаны из такого материала, что и через 30–50 лет способны взорваться и травмировать человека», — отметил сапер.

Читайте также:

«У нас задачи как на передовой»: глава МЧС ДНР о спасателях, потерях и СВО

В ДНР предупредили об угрозе удара ВСУ оружием с отравляющим веществом

Глава МЧС ДНР Кострубицкий назвал главное качество в профессии спасателя

«Шрам на сердце». О чем говорили на показе фильма об СВО Запашный и другие

Костомаров впервые вышел на футбольное поле после операции