Эффективный менеджмент добрался до российских производителей боевых вертолётов. К 2019 году должно произойти давно ожидаемое слияние конструкторских бюро Миля и Камова. Холдинг «Вертолёты России» обещает сохранить две оригинальные конструкторские школы, но эксперты опасаются, что объединение убьёт установившуюся ещё в советское время конкуренцию, позволявшую обоим КБ производить самобытные передовые машины.

Конструкторские бюро (КБ) Камова и Миля объединят в 2019 году, сообщил портал Mil.Press со ссылкой на источники: «Документы по слиянию уже подготовлены дирекцией. В них идёт речь о ликвидации фирмы "Камов" посредством её включения в состав МВЗ им. М. Л. Миля. Два КБ станут единым, хотя не знаю, как именно его решат назвать. При этом разделение самих школ останется, потому что они самобытны и кардинальным образом отличаются», — рассказал источник, добавив, что речь идёт о юридической процедуре, которая не подразумевает слияния конструкторских школ. Возможная причина объединения двух бюро банальна — оптимизация расходов.

Слияние двух КБ — часть общей для отечественной оборонной промышленности тенденции на объединение извечных «конкурентов» в рамки одних и тех же юрлиц. В 2017 году руководство Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) сообщило о планах до 2019 года объединить компании «Сухой» и РСК «МиГ». Два российских производителя истребителей сольются под крышей единой структуры АО «Компания «Сухой», при этом сохранятся «бренды» боевых самолётов МиГ и Су, указывали в ОАК.

Вертолёт «Чёрная акула» Ка-50Фото: Wikimedia CommonsВертолёт «Чёрная акула» Ка-50

Об объединении двух конструкторских бюро, проектирующих российские вертолёты, говорят давно — с 2002 года. В 2012 году была принята и впоследствии утверждена «Государственная программа развития авиационной промышленности России на 2013−2025 годы», согласно которой КБ «Миль» и «Камов» планировалось объединить «с целью сокращения сроков и стоимости разработки вертолётной техники». Оба конструкторских бюро с 2010 года входят в один холдинг АО «Вертолёты России», дочернюю компанию госкорпорации «Ростех». При этом, отмечали эксперты, главный риск — снижение конкуренции, с советского времени позволявшей двум КБ создавать оригинальные машины.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

КБ «Камов» традиционно создавало вертолёты с соосной схемой винтов. Самые известные последние разработки — легендарная «Чёрная акула» Ка-50 (снята с производства в 2009 году) и Ка-52 «Аллигатор». Московский вертолётный завод имени (МВЗ) М. Л. Миля (КБ Миля входит в предприятие) специализируется на «классических» машинах с рулевым винтом. Именно на МВЗ было создано большинство советских и российских вертолётов, в том числе самый массовый в мире военно-транспортный Ми-8 и ударный Ми-28-Н «Ночной охотник».

Во многом причиной слияния является специфическая деятельность руководства вертолётного холдинга, считает эксперт Межведомственного авиационного экспертного совета Виктор Галенко.

«За последние годы его управленческий аппарат увеличивался, а Московский вертолётный завод, раздираемый множеством акционеров, планомерно угасал. Такая политика привела к сложному положению обоих конструкторских бюро: все профессиональные конструкторы в силу возраста либо вышли на пенсию, либо ушли из жизни, а приток свежих сил идёт в основном в частные, а не в государственные КБ. Сейчас другого пути нет, кроме слияния: проще иметь одно КБ, куда будет поступать хоть какое-то госфинансирование, чем не иметь ничего», — делает вывод Галенко

Долгое время оба КБ производили признанные во всём мире вертолёты: в КБ Камова традиционно ориентировались на соосную схему, разрабатывали вертолёты для палубной авиации, в КБ Миля придерживались более традиционных взглядов на конструкцию, но главное — здоровая конкуренция позволяла обоим не стоять на месте и искать новые решения, указывает Галенко.

«Официально говорят, что не собираются сливать две школы, но поглощение одного КБ другим в любом случае приведёт к перекосу в ту или иную сторону», — полагает он.

По мнению эксперта, не последнюю роль в сложившейся кризисной ситуации сыграли непростые отношения между Москвой и Киевом: «Украинское АО "Мотор Сич" до последнего времени являлось одним из главных поставщиков вертолётных двигателей. Практически все вертолёты производства КБ Миля летают на украинских двигателях».

ПАО «Мотор Сич»Фото: motorsich.ruПАО «Мотор Сич»

Объединение двух конструкторских бюро однозначно негативно повлияет на ситуацию в отечественном вертолётостроении, считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

«На протяжении долгих лет конкуренция между "камовцами" и "милевцами" позволяла обоим бюро создавать прекрасные машины. Сейчас нам говорят, что разделение самих школ останется, но мне это представляется проблематичным. При фактическом слиянии двух юридических лиц в итоге одна из школ будет доминировать, что и убьёт реальную конкуренцию», — указывает эксперт в комментарии News.ru.

Аналогичная ситуация, подчёркивает Храмчихин, происходит в отечественной авиации, где КБ Сухого фактически уже поглотил МиГ: «Связано это в первую очередь с плачевным финансовым положением "мигарей", но и тут подобного рода слияния негативно скажутся на отечественной авиационной промышленности».