В России может быть внедрена новая технология, которая будет способствовать экономии десятков миллиардов рублей. Председатель рабочей группы Национальной технологической инициативы «Энерджинет» Олег Гринько презентовал систему управления спросом на электроэнергию. Насколько новшество находится в русле инновационных преобразований не только экономики, но и быта россиян, и каков ожидаемый эффект от его внедрения — в материале News.ru.
Управлением спросом на электроэнергию (Demand Response) называют практику, внедрённую во многих развитых странах, которая выражается в изменении потребления электроэнергии. Операторы этих перемен — сами конечные потребители, реагирующие, в свою очередь, на трансформацию цен на электроэнергию во времени в течение суток, либо в ответ на стимулирующие выплаты. Эта мера предусматривается для снижения потребления в периоды высоких цен на электроэнергию на оптовом рынке.
Налицо, таким образом, максимальная вписанность системы в цивилизованные рыночные механизмы, когда управление спросом реально может снижать цены на электроэнергию на оптовом рынке, а это, в свою очередь, приводит к их уменьшению на розничном.
Управление спросом зарекомендовало себя как современное средство обеспечения надёжности поставок энергии, интеграции возобновляемых источников, стимулирования конкуренции на энергетическом рынке. С другой стороны, в странах, где данная система была опробована и введена в эксплуатацию, потребители почувствовали свои новые возможности в уходе от переплат за фактически не потреблённые киловатты и кубометры, а также в плане защиты своих потребительских прав.
К основным, можно сказать, безотказным способам вовлечения потребителей в систему относят гибкую вариацию тарифов: дифференцированный по времени (зонам) суток; изменяющийся в режиме реального времени; с изменяемым пиком потребления; с критическим пиком потребления. Также в этом ряду — скидки в периоды критического потребления.
Пионерами внедрения подобной системы стали США, Бельгия, Австралия, затем их опыт быстро начали перенимать практически все европейские страны. Так, с 1985 по 1995 год свыше 500 энергокомпаний в разных штатах Америки ввели в действие похожие системы, добившись экономии 29 гигаватт пиковой нагрузки. При этом средние удельные расходы на получение такого результата колебались в пределах всего 2-3 центов за киловатт-час, что значительно ниже средней ставки тарифа.
Таиланд идёт впереди других стран Азии по налаживанию технологий управления спросом. С 1993 по 2000 год посредством их задействования тайские специалисты пришли к снижению пиковой нагрузки на 556 мегаватт, а выбросы углекислого газа уменьшились на 2,32 млн тонн в год.
В России технология Demand Response поначалу получила название ценозависимого снижения потребления. Её освоение было регламентировано постановлением правительства от 20 июля 2016 года «О внесении изменений в правила оптового рынка электрической энергии и мощности». Таким образом, презентация руководителем рабочей группы «Национальной технологической инициативы» Олегом Гринько запуска систем управления спросом входит в реализуемый пилотный проект, первые итоги которого будут подведены в конце 2020 года.
По оценке Гринько, проект — реально достижимый и экономически оправданный, регулирующий потенциал управления спросом — в том числе и для ЕЭС России. Экономический эффект в РФ, по его расчётам, уже в ближайшей перспективе может достичь 67–105 млрд рублей в год. Общесистемная польза от инновации складывается из таких слагаемых, как оптимизация загрузки генерации, повышение эффективности сетевых мощностей, долгосрочное развитие генерации и сетей.
В планах разработчиков проекта — направление по меньшей мере 50% полученного экономического эффекта на вознаграждение агрегаторов управления спросом и потребителей, которые будут участвовать в реализации нового сервиса. Остальная часть эффекта может быть аккумулирована для сдерживания роста цен на электроэнергию.
Примечательно, что уже после постановления 2016 года, 20 марта 2019-го, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о внесении изменений в ряд документов по функционированию агрегаторов управления спросом на электроэнергию в Единой энергетической системе России. Также глава кабмина распорядился принять меры по совершенствованию механизма ценозависимого снижения электропотребления.
Депутат Госдумы, председатель комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская считает крайне важной подобную разработку, в которой давно нуждается и жилищно-коммунальная сфера, и промышленность, и сельское хозяйство. Если будет введена в действие качественная система управления спросом, то она поможет принципиально обновить ныне существующую схему сбора информации о потреблённых воде и электроэнергии, исключит многие злоупотребления со стороны поставщиков услуг, все возможные накрутки со взломами счётчиков, ввинчиванием разного рода магнитиков и так далее.
По данным главы думского комитета по ЖКХ, проекты систем управления спросом предусматривают максимальную визуализацию всех процессов потребления ресурсов, и когда все данные в конечном счёте будут отображаться на экранах, обмануть как потребителю поставщика, так и поставщику потребителя станет во много раз сложнее.
Но это — дорогое удовольствие, обращает внимание собеседник News.ru. По её информации, данный вопрос неоднократно обсуждался со смежным комитетом в ГД по энергетике, в частности — с его председателем Павлом Завальным. И когда в обоих комитетах проходили переговоры, их участники не могли поначалу не оторопеть от «цены вопроса». А она, по самым предварительным расчётам, — на десятки миллиардов рублей. Понятно, страна у нас протяжённая, и если проектировать, а потом монтировать оборудование, то рассчитывать объём работ придётся для всех субъектов Федерации, а не для одного Садового кольца. Отсюда проблема, указывает эксперт: далеко не все регионы потянут такую финансовую нагрузку, следовательно, понадобятся федеральные деньги для проекта.
Сейчас наверняка пойдут скептические и критические отзывы об этой разработке, нацеленные на примерно следующий вывод: чтобы потом экономить по 100 млрд в год, нужно сегодня вкладывать в начинание столько же, если не больше. У нас короткая память, и мы по привычке рассчитываем только на сегодня или завтра. И мы не хотим часто понимать, как система, подобная этой, безусловно, оправдает своим принципиально новым уровнем все эти расходы. Другое дело — покрытие трат на установку всех компонентов современной технологической системы не должно лечь на плечи лишь одних граждан — потребителей энергоресурсов и услуг ЖКХ, как это не раз уже было в нашей практике реформ и модернизаций последних лет.