Все банки будут проходить стресс-тестирование, от всех ЦБ сможет требовать планы повышения финансовой устойчивости, и всех проверят на качество корпоративного управления — практически наравне с системно значимыми. О новациях регулятора на ближайшие пару лет рассказывает зампред Центробанка Ольга Полякова.
В надзоре за банками происходят серьёзные изменения — Центробанк в конце октября перешёл на централизованную систему надзора, отказавшись от модели, действовавшей с середины 1990-х годов.
Централизованная модель надзора более управляема и даёт регулятору возможность сравнивать бизнес-модели банков, группируя их по так называемым кластерам. За счёт этого Центробанк может быстро выявлять экономические взаимосвязи между разными кредитными организациями и относить их к неформальным банковским группам.
Новый уровень надзора
ЦБ на этом не останавливается, рассказала зампред Центробанка Ольга Полякова на встрече с банкирами: дальнейшие изменения в надзоре уже ориентированы не столько на организационные процессы, сколько на переход к качественным изменениям в надзоре.
«В первую очередь какая ключевая цель содержательных изменений в формировании надзора качественного уровня? Она заключается в переходе и в акценте на риск-ориентированном превентивном надзоре. Основана задача — продолжая осуществлять надзор за установленными показателями, нормативами, требованиями нормативных актов всё-таки перейти к комплексной оценке деятельности кредитной организации», — поясняет Полякова.
Для этого ЦБ нужно понимать, какую бизнес-модель банка выбрали его акционеры и руководство, на чём банк зарабатывает, какова рентабельность его активов и капитала, насколько диверсифицирована пассивная база. Кроме того, ЦБ хочет чётко понимать, какова заинтересованность владельцев банка в дальнейшем его развитии.
Помимо этого, в ЦБ активно смотрят, как в банках выстраивают системы управления рисками и как проходит корпоративное управление. Сейчас Центробанк разрабатывает методику оценки качества корпоративного управления, рассказывает Ольга Полякова.
Всех подвергнут стрессу
В ЦБ хотят распространить стресс-тестирование на все банки. Сейчас такие «испытания» проходят только 11 системно значимых кредитных организаций.
«В этом году мы обсудили все сценарии, которые применяются кредитными организациями; макропоказатели, которые доводим мы… И мы открыли проект, который будет продолжаться, я думаю, не один год, по разработке методологии стресс-тестирования для всех кредитных организаций», — рассказывает зампред ЦБ.
В первую очередь в регуляторе хотят иметь возможность вести диалог с собственниками и руководством банка о том, насколько выбранная ими стратегия развития может отвечать внешним шокам и насколько банк готов нивелировать эти шоки.
«Нам важно иметь инструментарий, который поможет оценить проблемы, которые есть сейчас, и проблемы, которые могут возникнуть в случае различных стрессов — внешних или стрессов, которые присущи исключительно бизнес-модели кредитной организации», — поясняет Ольга Полякова.
Устоять по плану
Ещё одна новация, которая ожидает банкиров, — это необходимость по требованию ЦБ готовить и направлять регулятору планы по повышению финансовой устойчивости. Документ уже готов и находится в Минюсте, рассказывает Полякова.
«Эта норма законодательно закреплена для кредитных организаций, относящихся к системно значимым. Но тем не менее в этом документе мы говорим, что мы вправе потребовать план восстановления финансовой устойчивости от любой кредитной организации, если мы видим возникновение или потенциальные проблемы в деятельности кредитной организации», — поясняет зампред Центробанка.
Наличие этого плана и его работоспособность будут учитываться, когда ЦБ принимает решение о тех или иных мерах надзорного воздействия за банками, в том числе о введении различных ограничений на работу кредитной организации, указывает Ольга Полякова. План по восстановлению финансовой устойчивости будет актуален также, если из-за предписаний ЦБ капитал банка из-за дорезервирования может сократиться более чем на 30%.
Что волнует ЦБ
В периметре внимания регулятора находятся банки, которые достаточно долго не могут заработать прибыль.
«Есть такие кредитные организации, которые практически на протяжении двух лет не могут выйти в положительную зону финансового результата. Мы проводим с такими кредитными организациями предметный диалог, понимая, как они планируют повышать свою эффективность», — напоминает Ольга Полякова.
Сейчас прибыльны порядка 70% от 493 работающих банков, рассказывает она. То есть примерно 345 кредитных организаций смогли заработать прибыль по итогам десяти месяцев этого года. Общая прибыль банков за это время достигла 1,2 трлн рублей, а без учёта санируемых банков — и вовсе 1,5 трлн.
«Тенденция, которую мы видим на протяжении последних лет, — увеличение задолженности перед микрофинансовыми организациями клиентов-заёмщиков. Тенденция находится в фокусе нашего внимания, в первую очередь, с точки зрения неувеличения долговой нагрузки на население», — добавляет зампред ЦБ.
Параллельно с этим Центробанк следит и за уровнем процентных ставок по кредитам, так как в регуляторе наблюдают переток заёмщиков банков в МФО.