Именно за счёт развития IT-сектора экономики можно в сжатые сроки нарастить несырьевой экспорт, согласны опрошенные News.ru аналитики. Они считают абсолютно здравой идею Минэкономразвития (МЭР), которое предложило концепцию экстерриториальной свободной экономической зоны для IT-компаний, ориентированных на экспорт.

Минэкономразвития считает возможным выполнить поставленную президентом Владимиром Путиным задачу — увеличить несырьевой экспорт почти вдвое — с $149,8 млрд в 2018 году до $250 млрд к 2024-м. В этой связи в конце марта МЭР разослало по профильным ведомствам и участникам рынка проект концепции виртуальной экономической зоны. В частности, документ предусматривает введение налоговых льгот для IT-сектора, по аналогии с тем, что практикуется в «Сколково»: здесь резидентам на 10 лет обнуляют налог на прибыль в случае, если выручка компании не превышает 1 млрд рублей.

Точный выбор

Кроме этого, снимается нагрузка в виде НДС и даётся льгота по страховым взносам (14% вместо 30%), компании освобождаются от налога на имущество, валютного контроля и возмещают таможенные платежи. Также Минэкономразвития предлагает предоставить иностранным работникам безвизовый въезд. Меры поддержки будут распространяться только на российские компании, в том числе и на те, что принадлежат иностранцам. Однако не менее 50% выручки организации должно поступать от экспорта, пишут «Ведомости». Ранее в Минкомсвязи предложили расширить сферу деятельности венчурного фонда «Росинфокоминвест» и подключить его к нацпрограмме «Цифровая экономика» для поддержки экспорта отечественных компаний.

Идея МЭР нарастить экспорт за счёт IT-технологий верна и наиболее оптимальна. Как раз именно этот сектор может стать несырьевым драйвером роста российской экономики в сжатые сроки, — говорит ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: Андрей Любимов /АГН «Москва»

По его словам, IT-разработку можно классифицировать как услугу. Соответственно, чтобы нарастить «производство», необходимы кадры и минимум основных средств производства, чего нельзя сказать о классических отраслях экономики. Также IT услуга — это продукт с высокой добавленной стоимостью.

Сейчас Россия может создать необходимые условия, чтобы увеличить экспорт за счёт IT- технологий. Российские программисты по мировым меркам достаточно квалифицированные, в целом капитал для старта проектов тоже есть, — рассуждает собеседник News.ru.

Требуется комплексный подход

В то время, по словам Капустянского, не хватает государственной поддержки, присутствуют политические риски, а реализации мешают некоторые законодательные инициативы. При этом идея МЭР относительно свободной экономической зоны для IT-компаний может решить одну из трёх проблем — государственной поддержки. Не исключено, что это как-то подстегнёт рост, но не глобально, и прорыва снова не произойдёт. Задачу необходимо решать комплексно. А сейчас получается, что в одном месте что-то улучшается, а в другом — ухудшается.

России «всего лишь» предстоит повторить путь, проделанный до нас «азиатскими тиграми» — Малайзией, Кореей, Сингапуром. Рецепты для IT предлагаются те же: режим полного и безусловного благоприятствования, включая обнуление налогов, — говорит руководитель департамента образования Института Трейдинга и Инвестиций «Феникс» Евгений Удилов.

Причём по-хорошему, как отмечает эксперт, оно должно распространяться на все стартапы до выхода на прибыльные показатели в течение хотя бы первых двух лет. Разумеется, экстерриториально: вне зависимости от того, в каком регионе фирма зарегистрирована, тем более IT и так по природе склонен к размытости локализации и может просто определяться как безусловно приоритетный сектор, где у нас достаточно квалифицированных специалистов. Но этого мало — нужен ещё и «ярко-зелёный» свет для организации бизнес-процессов.

Можно было бы избавить на этот период работодателей в IT-сфере полностью, а не наполовину, и от страховых взносов с фонда зарплаты: реальный стимул, чтобы зарплаты сразу полностью платились вбелую, — рассуждает собеседник News.ru.

Вопрос конкурентных преимуществ

Фото: Dai Tianfang/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Ведь что такое отчисления в страховые фонды? Это, по сути, налог на предпринимателя, который берётся просто за то, что тот нанял специалиста и платит ему зарплату, независимо от того, принесёт ли работник вообще предприятию прибыль. По словам Удилова, тут главное и заинтересовать, и дать вырасти, не обстригать ни в коем случае первую зелёную травку с цветочками, как только они покажутся из-под земли.

Чтобы открытие новых IT-предприятий приняло массовый характер, несырьевой экспорт должен иметь много конкурентных преимуществ, уметь выигрывать конкурентную борьбу у инвестирования в разработку новых месторождений или у инвестирования, например, в металлургию, в удобрения, — говорит эксперт.

По его мнению, огромную поддержку могли бы оказать и региональные структуры РЭЦ (Российского экспортного центра), которые уже отлично опробовали, отработали механизмы поддержки несырьевого экспорта — и в форме поиска заказчиков за рубежом, и даже в форме предоставления в каких-то случаях льготных кредитных линий зарубежным заказчикам. А получит ли Россия увеличение несырьевого экспорта в валютном эквиваленте хотя бы на 25% — результат всё равно будет очень значимым, ведь это настоящая структурная революция.