Давно назревшим и абсолютно оправданным шагом считают опрошенные News.ru эксперты планируемое упразднение принятого в 1995 году закона о «О естественных монополиях». По их словам, документ серьёзно сдерживает развитие конкуренции. Впрочем, остаются сомнения, что за счёт одних только изменений в законодательстве можно кардинально улучшить качество рыночной экономики в России.

Законопроект, меняющий определение и регулирование госмонополий, которые на данный момент считаются естественными, внесён в правительство Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ещё 5 лет назад её руководитель Игорь Артемьев называл устаревшим ныне действующий закон.

Кому мать родна

Естественная монополия, напомним, это отрасль, способная нормально функционировать лишь в отсутствие конкуренции, что, в свою очередь, связано с технологическими особенностями производства. Когда появляется конкурент, издержки перестают быть наименьшими, тем самым падает прибыль. Скажем, в РФ естественным монополистом в области почтовой связи является ФГУП «Почта России». Хотя в стране действует несколько региональных операторов, их доля в общем количестве оказываемых услуг уже более 10 лет составляет менее 1%.

Другой пример — компания Российские железные дороги — единственное предприятие, которое занимается железнодорожными перевозками и к тому же владеет всей транспортной сетью по территории РФ. РЖД включает в себя многочисленные дочерние структуры, делающие её полностью независимой. И если любая другая компания приобретёт локомотивы в своё пользование, ей придётся пользоваться существующей транспортной сетью и согласовывать с РЖД каждое своё действие.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

На бумаге и в реальности

Главный принцип закона «О естественных монополиях» в том, что запрещается сдерживать переход из естественного монопольного состояния в состояние конкуренции, заметил в беседе с «Коммерсантом» заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский. По его словам, на деле этот принцип не реализуется, например, в порту могут работать несколько компаний-стивидоров (специализированных организаций и фирм, осуществляющих погрузку и выгрузку судов), каждая из которых является субъектом естественной монополии только по закону, хотя в реальности это не так.

Теперь в статусе естественных монополий останутся только инфраструктурные сферы: передача нефти и нефтепродуктов, газа, железнодорожные пути, вокзалы, сети электросвязи, объекты теплосети и водоотвода. Количество сфер, в которых приемлемо монопольное состояние, сократится с четырнадцати до восьми, — говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Такой подход позволит вернуть конкуренцию на рынке и внесёт свой вклад в ускорение экономического роста, поскольку компании-монополисты больше не будут регулировать цены, а перед малыми и средними предприятиями откроются новые перспективы, и они смогут возобновить активный рост, отмечает Сигал.

Плюсы решения ФАС абсолютно очевидны: такие компании, как «Ростелеком» и «Почта России», работают совершенно неэффективно во многом из-за отсутствия конкуренции со стороны; согласитесь, сложно представить себе человека, который был бы полностью удовлетворён качеством их услуг, — говорит эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

Кем заменить

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

Собеседник News.ru предлагает взглянуть на другие страны, чтобы понять, какое значение имеет грамотно работающая почтовая служба для развития бизнеса в стране. Так, американский оператор почтовых услуг USPS вынужден постоянно корректировать свою работу из-за присутствия на рынке FedEx и UPS, что позволило появиться на свет такому гиганту, как Amazon, и кардинально поменять «правила игры» в торговле. Несмотря на своё привилегированное положение, «Почта России» совершенно не справляется ни с доставкой внутри города, ни с заграничными направлениями, что оказывает такое же разрушительное воздействие на предпринимательскую среду, как административные барьеры и коррупция.

При этом те направления, которые сохранят статус естественных монополий, важны с точки зрения экономической безопасности. Сейчас в стране отсутствуют компании с должным опытом, способные оказывать услуги по теплоснабжению, передаче электроэнергии. Хотя в дальнейшем было бы полезным продолжить постепенно исключать инфраструктурные сферы из этого списка, — рассуждает Николаев.


Полный анахронизм

По словам эксперта Международного финансового центра, LIFA, Владимира Рожанковского, закон «О естественных монополиях» уже изначально виделся весьма ортодоксальным, а к сегодняшнему дню стал полным анахронизмом. Ничего подобного в законодательствах других крупных экономик в мире нет и никогда не было. Проблема ещё и в том, что в группу «естественных» входили также и искусственные монополии, хотя россияне в этом не отдавали себе отчёта. До поры до времени нерыночное перераспределение благ и преференций с существенным креном в пользу данного сегмента компаний (ФГУПы и прочие нерыночные формы собственности) особенно никого не задевало, поскольку на фоне тучных лет экономического роста это не так сильно бросалось в глаза. Однако в текущей ситуации этот анахронизм раздражает всё больше, тем более что источники пополнения бюджетных средств иссякают.

Я не думаю, что само по себе упразднение формулировки «естественная монополия» каким-то образом улучшит качество рыночной экономики в России. Госкомпании доминируют по множеству факторов, и этот маленький нюанс — всего лишь один из большой череды других, с которыми в законодательном порядке бороться бесполезно, — отмечает Рожанковский.

Кроме того, резюмирует собеседник News.ru, в законопроекте отсутствуют чёткие критерии, позволяющие зафиксировать факт потери той или иной компанией статуса естественной монополии. Такие вещи должны решаться в судебном порядке, а не выноситься в качестве вердикта сверху.

Инициатива ФАС отвечает стратегической цели по снижению государственного участия в экономике и, в первую очередь, нацелена на создание здоровой рыночной среды там, где могла бы развиваться, но не развивалась конкуренция. Использование административного ресурса вкупе с бюджетным финансированием не давали возможности зайти в эти ниши эффективным участникам, — говорит финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека.

По его словам, видимый прогресс в развитии конкурентной среды может быть достигнут в перспективе 3–5 лет. Речь идёт о формировании более гибких тарифных механизмов, повышении качества услуг и эффективности использования инфраструктуры, а также об улучшении инвестиционной привлекательности отраслей.

Двоякое ощущение

По признанию главного аналитика Центра аналитики и финансовых технологий Антона Быкова, от законопроекта ФАС у него остаётся двоякое ощущение. С одной стороны, очевидно, что сама сфера требует серьёзных изменений для увеличения эффективности и прозрачности, и, как правило, рынок в этом хорошо помогает. С другой стороны, низкая исполнительная эффективность в России может нивелировать весь потенциальный положительный эффект, лишив попавшие под демонополизацию отрасли государственной поддержки и не сумев заинтересовать в них частный бизнес.

При этом очевидно, что большая часть выводимых из статуса «естественных монополий» отраслей с коммерческой точки зрения малопривлекательны. А те, что действительно представляют повышенный инвестиционный интерес и могут очень положительно повлиять на российскую экономику, остаются в пуле естественных монополий, — указывает собеседник News.ru.

Невольно возникает впечатление, что государство, продолжая политику жёсткой экономии средств федерального бюджета, добралось и до этой тематики и теперь просто оптимизирует свой портфель. Так что, резюмирует Быков, заметных изменений и уж тем более значительного экономического эффекта ждать не стоит.