Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила поправки к закону «О банках и банковской деятельности», обосновав это необходимостью выявления картельного сговора компаний. Согласно поправкам, ведомство войдёт в перечень госструктур, которым кредитные организации будут обязаны раскрывать банковскую тайну.
По словам заместителя начальника управления ФАС по борьбе с картелями Дмитрия Артюшенко, когда требуется подтверждение антиконкурентных соглашений, необходима информация о движении денежных средств по счетам компаний. И ФАС систематически направляет подобные запросы в банки, отметил чиновник в беседе с «Коммерсантом».
Между двух огней
Поправки призваны устранить определённую правовую коллизию, убрать источник постоянных столкновений и разбирательств между ФАС и банками — вот, пожалуй, главное в этой ситуации. Дело в том, что профильный закон «О защите конкуренции» наделяет сотрудников службы очень широкими полномочиями. В том числе они могут «запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и информацию, объяснения в письменной или устной форме, необходимые для разрешения вопросов, возникающих в ходе рассмотрения заявления, материалов».
А с другой стороны, банки руководствуются законом «О банках и банковской деятельности». Статья 26 этого документа содержит закрытый перечень госорганов, допущенных к банковской тайне. В ответ на их мотивированные запросы кредитные организации обязаны раскрывать информацию о своих клиентах. В этом списке — суды, ФНС, внебюджетные фонды, а в конце 2019 года, согласно подготовленному МВД законопроекту, перечень пополнится ещё и следственными органами. ФАС пока в нём не фигурирует.
«Существующая правовая коллизия помещает банки между двух огней: с одной стороны — ФАС, с другой — клиенты и их нежелание, как правило, раскрывать сведения. Один закон — «О защите конкуренции» — даёт полномочия информацию запрашивать, а другой документ — «О банках и банковской деятельности» — не прописывает, а обязаны ли банки вообще её предоставлять», — поясняет News.ru шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв.
Меры ответственности
При этом, отмечает эксперт, если решение раскрывать информацию для ФАС будет законодательно оформлено, будет также правильно прописать жёсткие меры ответственности в случае разглашения чиновниками этих данных во внеслужебных или тем более в корыстных целях. Иначе не избежать утечек, и информация, которая всегда была лакомым куском для разного рода криминала, рискует расползтись намного шире, чем того требуют должностные рамки.
«Чем меньше людей и, тем более, организаций знают тайну, тем в большей степени она остаётся тайной. Ограничить и тщательно прописать при этом круг людей, по запросам которых банки должны предоставлять о клиентах весьма конфиденциальную по своей сути информацию, важно, прежде всего, для повышения доверия к нашей банковской системе», — рассуждает Пушкарёв.
Что касается крупных корпоративных клиентов, продолжает собеседник News.ru, тут момент особенно щекотливый. Без поправок в законодательство не обойтись, если мы хотим добиться, чтобы компании с российскими владельцами-бенефициарами стремились вести дела в отечественном правовом поле и поменьше пользовались для расчётов счетами за рубежом, где к задаче сохранения банковской тайны подходят весьма тщательно.
«Разрушение института банковской тайны происходит повсеместно, а не только в России. Доступ к информации о банковских счетах для правоохранительных органов, приставов, представителей Фемиды и прочих категорий госслужащих — основание для владельцев таких счетов искать более надёжное пристанище для своих капиталов», — рассказывает эксперт Международного финансового центра, LIFA, Владимир Рожанковский.
По его словам, речь идёт о последних общемировых тенденциях. Бороться с ними бессмысленно, поскольку эти инициативы закреплены законодательно и действуют во многих случаях — например, в случае пресловутого закона о согласовании открытия счетов налогоплательщиком США, FATCA, экстерриториально. Лазейка, отмечает Рожанковский, — в избирательности такой экстерриториальности: всю поверхность Земли покрыть невозможно, не говоря о киберпространстве.