Делегация сенаторов Пакистана посетила Москву для переговоров с председателем комитета Совета Федерации по международным делам Константином Косачевым. News.ru взял интервью у главы делегации, лидера правительственного блока, сенатора Шибли Фараза, который рассказал об итогах визита, оценил прошедшие в Москве переговоры по Афганистану и пояснил предложение премьер-министра страны о посредничестве между Ираном и Саудовской Аравией.

Переговоры в Москве

— Господин Фараз, какие вопросы вы обсуждали в ходе переговоров с Константином Косачевым?

— Главной целью нашего визита было обсудить ситуацию вокруг Кашмира и нарушение там прав человека. Мы хотели рассказать российским парламентариям о нашем видении ситуации и о том, что международное сообщество должно обсуждать этот вопрос и использовать свои возможности для облегчения жизни людей в Кашмире. Сейчас на этой небольшой территории находится больше тысячи солдат, что говорит о нестабильности ситуации.

Мы не можем принять то, что сделала Индия. На данный момент обстановка в Кашмире не только не нормализуется, но грозит распространиться на другие районы Индии. А дестабилизированная страна — это не то, что нужно мировому сообществу. Процесс в целом может привести к дестабилизации всего региона. Не стоит забывать, что Индия и Пакистан — ядерные страны и любой конфликт может выйти из-под контроля. Мы посоветовали нашим российским коллегам использовать свои связи с Индией и своё влияние. У России и Индии выстроены долгосрочные отношения, но у Москвы конструктивная позиция. Пакистан ценит то, что Россия не заблокировала заседание Совета Безопасности ООН по Джамму и Кашмиру 16 августа этого года.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

— Согласилась ли российская сторона помочь Пакистану решить вопрос Кашмира и вступить в переговоры с Индией?

— Нам сказали, что если Индия и Пакистан захотят, то они готовы будут выступить в роли посредника или просто оказать содействие. Пакистан согласился на это предложение, теперь всё зависит от Индии, готова ли она принять посредничество России.

Шибли ФаразФото: посольство ПакистанаШибли Фараз

Афганское урегулирование

— На прошлой неделе в Москве прошли консультации по Афганистану с участием представителей России, США, Китая и Пакистана. Как вы оцениваете их результаты?

— Это были очень важные переговоры, потому что речь шла о сближении взглядов и подходов по региональным вопросам, в том числе между Пакистаном и Россией. Мы очень ценим и поддерживаем интерес России к региону и использование её влияния для улучшения ситуации и нахождения решения.

— По итогам четырёхсторонних консультаций Китай выступил с собственной инициативой провести переговоры по Афганистану. Как вы рассматриваете такой шаг?

— У Китая и Пакистана такие же длительные дружественные отношения, как и у России с Индией. Китай очень значимый игрок в регионе, и его роль только возрастает. Сейчас Пекину из-за инициативы «Один пояс — один путь» важно, чтобы в регионе воцарился мир. Поэтому Китай предложил свои услуги в поиске решения кризиса. Я думаю, это очень важно, он может и должен сыграть роль в урегулировании.

— Ожидаете ли вы в ближайшее время возобновления переговоров США с талибами (движение Талибан запрещено в РФ. — News.ru)?

— Да. Это очень вероятно. Мы знаем, что сейчас предпринимаются попытки возобновить переговоры. Я думаю, что усилия США идут на пользу региону, потому что здесь должен воцариться мир. Это позволит вести торговлю (с Афганистаном) и будет способствовать развитию региона, а проживающие в нём люди получат шанс на счастливое будущее.

— На ваш взгляд, может ли планируемый вывод войск США из Афганистана привести к его дестабилизации?

— Это будет зависеть от ряда факторов. У Афганистана сложная история. Так, в начале 1990-х, когда формировалось афганское правительство, началась внутренняя борьба, которая продолжается до сих пор. Главное препятствие — сформировать правительство, которое будет представлять все политические силы Афганистана. Формирование национального правительства с участием всех групп влияния — единственно возможное решение. В противном случае Афганистан останется раздробленным.

Помощь Ирану

— Премьер-министр Пакистана заявлял о готовности содействовать выстраиванию диалога Ирана с Саудовской Аравией и США. Получил ли Исламабад какую-то реакцию на это предложение? Ведётся ли работа?

— Премьер-министр Пакистана пользуется большим доверием лидеров региона. Это та роль, которую ему хотелось бы играть. И Иран, и Саудовская Аравия — важные мусульманские страны. В наших интересах, чтобы соседствующие с нами страны не находились в состоянии войны. Это может привести к дестабилизации региона. Поэтому премьер-министр и совершил визиты в Иран и Саудовскую Аравию.

Я думаю, что можно снизить напряжённость, приняв определённые меры. Эти усилия продолжаются. Мы всегда готовы выступить в роли посредника или просто оказать помощь странам-соседям, у которых есть проблемы. Так должна поступать каждая страна. Именно потому мы и просим о посредничестве с Индией, пока ситуация не вышла из-под контроля.