С апреля по сентябрь многие родители стоят перед выбором: отправить ребенка учиться или пусть он еще на год останется в детском саду. Узнаем, в каком возрасте можно отдавать детей в школу, расскажем, как оценить готовность ребенка к обучению в общеобразовательном учебном учреждении, и рассмотрим, почему шестилетних дошкольников лучше не отправлять в первый класс.
В школу принимают детей в возрасте от шести с половиной до восьми лет (статья 19 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Если родители хотят отправить ребенка учиться в более раннем возрасте или после достижения восьми лет, им потребуется разрешение комиссии местного органа управления образования. Для получения такого документа для шестилетнего малыша нужно получить заключение по результатам медико-психологического обследования о готовности или неготовности ребенка к обучению в общеобразовательном учреждении. Родители детей в возрасте восьми лет должны предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в котором будут указаны причины позднего поступления в школу: перенесенные тяжелые травмы и их последствия, задержка речи и психического развития, гиперактивное поведение.
Обдумывая, во сколько лет отправить ребенка в школу, родители должны знать, что заявление о поступлении в первый класс подается через портал «Госуслуги»:
Сообщение о зачислении ребенка появится в личном кабинете заявителя на портале «Госуслуги» не позднее чем через шесть рабочих дней после завершения приема заявлений. Однако родители должны, не дожидаясь уведомления, посетить выбранную школу и предоставить документы будущего первоклассника:
Если родители не получили уведомления о зачислении ребенка в первый класс указанной в заявлении школы, им следует обратиться в администрацию общеобразовательного учреждения. Нужно действовать оперативно и не откладывать решение проблемы до конца августа, иначе ребенок может пропустить свой первый в жизни День знаний.
Родители порой торопятся отдать ребенка в школу раньше установленного законом возраста, объясняя свое намерение хорошей подготовкой дошкольника. Но одного умения читать и считать для обучения в школе недостаточно. Важно, чтобы ребенок смог адаптироваться к школьному распорядку, наладить контакт с учителем и подружиться с незнакомыми ему детьми. Чрезмерное напряжение может привести к перегрузке нервной системы.
Вопрос, когда отдавать ребенка в школу, следует поставить не позднее чем за год до намеченного срока. В детском саду детей готовят к школьной жизни: проводят занятия по развитию речи и графических навыков, дают базовые знания об окружающем мире. Однако родители должны объективно проанализировать возможности своего ребенка и постепенно восполнять пробелы в его воспитании. Начать следует с психологической готовности малыша к будущим переменам. Наблюдая за ребенком в повседневной жизни, нужно оценить:
Школьные знания нужно постигать шаг за шагом, используя разнообразные наглядные пособия и игры. Не стоит заставлять ребенка часами сидеть за партой, штудируя азбуку и математику. Ведь детей можно обучать на прогулке в парке (названия растений, птиц, насекомых), в походах по магазинам (обобщение, сходство и различие), в поездке на дачу или в гости к дедушке и бабушке в другой город (виды транспорта, географические понятия). Ходьба по тротуарному бордюру — прекрасное упражнение на концентрацию внимания, а чтение уличных вывесок — полезное развлечение на пути из детского сада домой.
К тому времени, когда придет пора отдавать ребенка в школу, желательно, чтобы дошкольник освоил:
Если ребенок с трудом заучивает стихи, не может рассказать историю по картинке, говорит простыми, короткими предложениями, путает названия цветов и форм, не способен раскрасить фигуры по контуру, не умеет внимательно слушать и упускает смысл сказанного, ему еще рано идти в школу. Родителям следует обсудить интеллектуальное развитие малыша с воспитателем и психологом, проконсультироваться с опытными педагогами о том, как скорректировать подготовку к школе за оставшееся до следующего учебного года время.
Если ребенок часто болеет, неделями не ходит в детский сад, родители должны принять комплекс мер по укреплению здоровья будущего первоклассника. План конкретный действий составляется по результатам медицинского обследования и на основании рекомендаций врачей. Поэтапное закаливание, физические занятия на свежем воздухе, плавание, танцы, хоровое пение помогут повысить иммунитет и улучшат общее состояние организма. В школе ребенок в большей степени подвержен бактериальным и вирусным заболеваниям, чем в детском саду. Если к шести годам он не окреп и не набрался сил, лучше перенести поступление на следующий год.
До школы необходимо исправить дефекты речи: шепелявость, заикание, неправильное произношение звуков. Иначе ребенок может столкнуться с трудностями в обучении и общении с одноклассниками. Посещение логопеда станет дополнительной нагрузкой для и без того очень занятого ученика.
Родители склонны не учитывать эмоционально-психологическую готовность своих детей к школе. Многие полагают, что умеющему читать и писать ребенку будет скучно учиться в первом классе. Это глубокое заблуждение. На уроках ученикам приходится осваивать огромный объем информации, выполнять новые, непривычные задания, адаптироваться к школьным правилам. Чтобы справиться с такой нагрузкой, ребенок должен «созреть» как интеллектуально, так и психологически.
Читайте также:
Как выбрать удобный стол для детей: разбираемся в нюансах
Жизнь после школы: куда поступать после 9-го и 11-го классов
Выбираем правильный телефон для ребенка
«Всю границу мы не перекроем»: как украинские ДРГ и БПЛА проникают в Россию
«Обманывайте мозг»: репетитор раскрыла очередность решения заданий ЕГЭ