Октябрьский суд Екатеринбурга огласил приговор Евгению Ройзману (внесен Минюстом РФ в список иноагентов). Бывшего мэра города признали виновным в дискредитации Вооруженных сил РФ и назначили наказание в виде штрафа на сумму 260 тысяч рублей. Именно такое наказание просило для него гособвинение. За что судили Ройзмана и почему ему вынесли именно такой приговор — в материале NEWS.ru.
Дело против политика возбудили в прошлом августе. Предварительное следствие, все время которого Ройзман провел на свободе (ему было лишь запрещено пользоваться интернетом, почтой, общаться со свидетелями по делу и посещать публичные места), длилось около восьми месяцев, а разбирательство в суде — всего несколько недель. Процесс был гласным настолько, насколько это возможно — суд не запрещал видеосъемку во время заседания, а местные СМИ вели прямую трансляцию хода разбирательства в интернете.
Бывшего мэра Екатеринбурга обвиняли в дискредитации армии (ч.1 статьи 280.3 УК). Самое суровое наказание, которое могло грозить политику по этой статье, это пять лет лишения свободы. По версии следствия, преступление было совершено в июле прошлого года во время стрима на YouTube. В ходе него Ройзман назвал специальную военную операцию на Украине «войной», а символ СВО — букву Z — «зигой». При этом, отмечается в обвинительном заключении, подсудимый «не пояснил» цели проведения СВО. Политик своей вины не признал.
До возбуждения уголовного дела Ройзмана трижды штрафовали по административной статье о дискредитации армии. Все три раза экс-мэр был оштрафован на 50 тысяч рублей, а причиной становились его публикации в соцсетях.
В прениях гособвинитель попросил признать Ройзмана виновным и назначить ему наказание в виде 260 тысяч рублей штрафа. Примечательно, что изначально прокуратура указывала сумму в 280 тысяч. Как пояснил NEWS.ru адвокат Ройзмана Владислав Идамжапов, гособвинение попросило смягчить наказание и уменьшить размер штрафа, так как политик сутки содержался под стражей на досудебной стадии — с момента задержания 24 августа до 25 августа, когда ему назначили запрет на определенные действия.
По словам Идамжапова, в оглашении приговора на следующий день после прений «нет ничего удивительного».
«С недавних пор статья 310 УПК РФ позволяет огласить лишь вводную и резолютивную части приговора. То, что оглашение назначено на следующий день, в этом нет ничего удивительного, это распространённая практика, с учетом того, что в деле не так много доказательств», — сказал он.
На последнем заседании защита попросила приобщить поручительства публичных людей, которые дали Ройзману положительную характеристику. Среди них были Алла Пугачева, Наина Ельцина, Алексей Венедиктов (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов). Некоторые поручительства, в том числе Пугачевой, суд отказался приобщить.
Адвокат Идамжапов говорит, что некоторые из характеристик не приобщили из-за «внепроцессуальных обращений на имя суда». Однако, отмечает он, большую часть суд все же принял.
Защитник заявил, что решение об обжаловании приговора еще не принято. Сначала нужно получить приговор на руки и изучить его, сказал он.
Приговор политику для NEWS.ru прокомментировала его жена Юлия Крутеева. Она заявила, что не согласна с решением.
«Ну что мне сказать... Конечно, я не согласна, потому что Женя ни в чем не виноват. Но в имеющихся реалиях это, конечно, хорошо. Конечно, могло быть и хуже, это оптимальный вариант», — сказала она.
Крутеева добавила, что пока не в курсе, подаст ли Ройзман апелляцию на приговор.
Ройзману 60 лет. В первую очередь он известен как мэр Екатеринбурга. Этот пост он занимал с 2013 по 2018 год: политик сам подал в отставку после того, как в городе были отменены выборы главы города.
До того как избраться в мэры Екатеринбурга, Ройзман был депутатом Госдумы — с 2003 по 2007 год. Входил в комитет по безопасности, комиссию по проблемам Северного Кавказа и комиссию при правительстве России по противодействию наркотикам. После этого в разное время был членом «Справедливой России» и «Правого дела».
Заметная часть деятельности Ройзмана — президентство в фонде «Город без наркотиков», который он сам и основал. Вокруг фонда практически с начала его работы постоянно возникали конфликты — в основном, из-за методов, к которым там прибегали для реабилитации наркозависимых. В частности, реабилитантов для преодоления ломки приковывали наручниками к кроватям. Критики фонда также сообщали о том, что к наркозависимым там применяется насилие.
Фонд взаимодействует с правоохранительными органами в борьбе с наркоторговлей в регионе. Например, собирает и анализирует информацию о наркоторговцах, проводит контрольные закупки, организует автотранспорт, сотрудники фонда выступают свидетелями в судах.
В 2012 году после смерти реабилитантки было возбуждено уголовное дело. Руководителей организации обвиняли в причинении смерти по неосторожности, незаконном лишении свободы, побоях. Ройзмана среди них не было.
Политик был судим в советские годы. В 1981-м ему дали три года за кражу, мошенничество и незаконное хранение оружия (ст. 144, 147 и 218 УК РСФСР). В 1984 году судимость была снята.
Ройзман известен также активным участием в благотворительности, которой он начал заниматься в 1996 году. Политик финансировал детские дома, основал музей «Невьянская икона», а в 2018 году открыл первый хоспис в области.
Читайте также:
Уральский «флешбэк»: Ройзман готов вернуться в большую политику
«Честный и порядочный»: Макаревич написал письмо в защиту Ройзмана
«Заслуживает уважения»: глава Свердловской области поддержал Ройзмана