Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что отрицательно относится к идее формирования правительства меньшинства и считает правильным возможное проведение новых выборов в Германии.

«Я настроена очень скептически (по поводу правительства меньшинства. — News.ru)», — сказала Меркель в интервью немецкому телеканалу АРД.

Она также сообщила президенту ФРГ Франку-Вальтеру Штайнмайеру, что в её планах не было становиться канцлером правительства меньшинства. Сам немецкий президент заявил о сложнейшей почти за 70 лет ситуации в кабмине.

Напомним, по итогам сентябрьских выборов в парламент Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которая вместе с блоком ХДС/ХСС формировала привычную большую коалицию, приняла решение перейти в оппозицию — чтобы не допустить ситуации слабого правительства или правительства проигравших, а заодно — усиления АдГ в оппозиции. После этого рассматривался вариант формирования правящей коалиции под названием «Ямайка» (по соответствию партийных цветов флагу Ямайки) — блок ХДС/ХСС, свободные демократы и «зелёные».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Фото: Global Look Press/dpa/Bernd von Jutrczenka

Как сообщал портал News.ru, лидеры партий встретились в воскресенье утром в центре Берлина в представительстве федеральной земли Баден-Вюртемберг и заседали более 12 часов. В итоге Свободная демократическая партия (СвДП) отказалась войти в парламентскую коалицию с блоком ХДС/ХСС Ангелы Меркель и «зелёными». Лидеры правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), которая на прошедших в сентябре парламентских выборах получила третье место, призвали канцлера Ангелу Меркель уйти в отставку из-за провала переговоров по формированию коалиции. В случае окончательного провала формирования «Ямайки» для разрешения политического кризиса доступными остаются два варианта. Первый — формировать правительство меньшинства (ХДС/ХСС с либералами или с «зелёными»), которого в истории Германии пока не было и от которого отказалась Меркель. Причина — правительство меньшинства неустойчиво, поскольку ему будет не хватать голосов для принятия законов и нужны будут голоса из оппозиции. Второй — проводить новые выборы, которые ещё никогда не объявлялись так быстро.


Александр Кокеев, ведущий научный сотрудник отдела политических европейских исследований ИМЭМО РАН, германист, специально для News.ru:

Заявление Меркель пока лишь говорит о её нежелании возглавить правительство меньшинства. После того как провалились переговоры, 20 ноября Меркель посетила президента, однако Франк-Вальтер Штайнмайер также высказался против правительства меньшинства, понимая, что его формирование означает нестабильность, к которой в Германии не привыкли. Тем более в ситуации, когда в бундестаг вошли такие партии, как «Альтернатива для Германии», Левая партия, которые явно ни по каким вопросам не стали бы соглашаться с правительством.

Штайнмайер попросил не вести дело ни к правительству меньшинства, ни к перевыборам. Иначе предстоит сложная процедура — президент должен назначить Меркель канцлером для одобрения её кандидатуры бундестагом — абсолютным большинством. Если абсолютное большинство не голосует «за», то голосование проходит второй раз. Если ситуация повторяется, то назначается третий этап голосования, где для определения канцлера достаточно относительного большинства голосов. Если же не принято относительного, то в четвёртый раз, невзирая на бундестаг, президент вправе назначить канцлера самостоятельно. И только тогда, когда Меркель становится канцлером, она может заявить о вотуме недоверия, и тогда пройдут новые выборы (хотя президент имеет право распустить бундестаг, что повлечёт досрочные выборы в течение двух месяцев).

К чему могут привести возможные перевыборы?

Все опросы говорят о том, что перевыборы, которые в таком случае должны пройти до апреля, практически не изменят сегодняшних показателей. И тогда это снова патовая ситуация. Единственное, о чём говорят все, — в выигрыше в любом случае останется только одна партия — «Альтернатива для Германии», которая чисто из-за кризиса вокруг Меркель получит больше, чем сейчас, — 12,6% голосов.

Штайнмайер, напомню, пока попросил стороны обречься сознанием ответственности перед избирателями и, несмотря на все трудности, продолжить переговоры и попробовать договориться. Президент объявил, что встретится в ближайшие два дня с каждой из четырёх партий — Христианско-демократическим союзом/Христианско-социальным союзом, «зелёными» и свободными демократами. Возможно, свободных демократов удастся вернуть к переговорам.

А в чём причина их выхода — подставить Меркель?

В этом и состоит интрига — почему именно свободные демократы, а не «зелёные» пошли на такой шаг, последствия которого прекрасно понимали? Ведь свободные демократы впервые за последние четыре года опять попали в бундестаг (в 2013 году они не прошли 5-процентный порог), должны войти в правительство, и вдруг — они всё рушат. На перевыборах за такой шаг они точно получат меньше голосов. Пока в СвДП говорят, что главное противоречие — это проблема беженцев. С «зелёными», которые требовали отказаться сразу от 20 электростанций, работающих на угле, те же свободные демократы заявили о возможности договориться.

Недовольство решениями Ангелы Меркель идёт по проблеме беженцев, но в действительности она сделала много жёстких шагов по ограничению притока мигрантов. И эти меры их интеграции и контроля работают. Другое дело, что, возможно, всем захотелось подставить Меркель. Политические партии, прежде всего, ответственны перед населением, а оно устало, даже несмотря на некоторую коррекцию Меркель своей политики.


Ральф ШтегнерФото: Global Look Press/Marcus BrandtРальф Штегнер

Заместитель руководителя Социал-демократической партии Германии Ральф Штегнер заявил, что нет мандата на большую коалицию (с участием Христианско-демократического, Христианско-социального союзов и СДПГ), она провалилась.

СДПГ дважды подтвердила, что не пойдёт на большую коалицию. Но делает она это не для того, чтобы подставить Меркель, а просто в большой коалиции партия потеряла голоса. И теперь СДПГ надо в оппозиции собрать лидеров, поменять программу, обрести, что называется, собственное лицо.

В свою очередь Меркель отметила, что готова к переговорам с социал-демократами и готова к большой коалиции. Однако намерена подождать итогов встреч президента с председателями политических партий и после этого принять решение о перспективах нового сближения с СДПГ.

В общем, ситуация в Германии неопределённая и трудно прогнозируемая. Сказать, что всё произошло из-за недовольства Меркель, можно, но только по определённой проблематике. Потому что сильнейший кризис и недовольство Меркель одновременно проходят на фоне прекрасной экономической ситуации в стране. То есть политический кризис, который возник впервые после войны, не связан с тем, что люди страдают от безработицы и т.д. Несмотря на проблемы в ЕС, каждый год Германия наращивает экспортные показатели, прибавляет пенсии по 5% и т.д. Эту особенность надо иметь в виду.