Мэн Хунвэй, экс-президент Интерпола и заместитель министра общественной безопасности КНР, подозревается во взяточничестве. В его отношении инициирована проверка Государственного надзорного комитета, сказано в сообщении Министерства общественной безопасности КНР. Жена опального чиновника дала пресс-конференцию в Лионе, призвав мировую общественность помочь ей найти истину в истории с внезапным арестом её супруга.

Как уже сообщал News.ru, будет создана специальная рабочая группа, которая также проведёт расследование в отношении подозреваемых в коррупции сообщников Мэна Хунвэя. Напомним, бывший глава Интерпола перестал выходить на связь 29 сентября, сразу после того, как самолёт, которым он вылетел из Лиона в Пекин, приземлился в китайском аэропорту. Спустя неделю, 5 октября, в полицию обратилась его жена. Позднее выяснилось, что китайские власти начали следствие в отношении Хунвэя. Своё собственное расследование в связи с пропажей в Китае президента Интерпола начала Франция.

Мэн Хунвэй был заместителем министра общественной безопасности Китая и регулярно путешествовал между Пекином и Лионом (Франция), где базируется Интерпол, президентом которого он был избран в 2016 году на четырёхлетний срок — до 2020 года. Интерпол, напомним, является международным агентством полицейского сотрудничества и связывает полицейские организации 192 государств. Хунвэй стал первым из китайцев, кому доверили столь высокий пост. Одновременно он был одним из высших должностных лиц правоохранительных органов Китая, где контролировал береговую охрану страны и координировал усилия по борьбе с терроризмом, а также международное сотрудничество полиции. Мэну Хунвэю 64 года, он женат и имеет двух детей. Последние несколько лет проживал с семьёй в Лионе.

Мэн Хунвей в должности замминистра перед построениемФото: x99/ZUMAPRESS.com/Global Look PressМэн Хунвей в должности замминистра перед построением

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Странное исчезновение

Об исчезновении главы Интерпола стало известно 5 октября — супруга заявила о его пропаже. Мэн улетел в Китай из Лиона 29 сентября. Вскоре после приземления самолёта, прислав два СМС-сообщения жене, он перестал выходить на связь. Прокуратура Лиона после обращения Грейс Мэн инициировала расследование в связи с пропажей без вести Мэна Хунвэя. Интерпол в субботу, 6 октября, направил официальный запрос властям Китая с целью уточнить информацию о местонахождении президента организации.

В воскресенье 7 октября Грейс Мэн дала пресс-конференцию в Лионе. Буквально в течение часа после пресс-конференции центральная комиссия Коммунистической партии Китая (КПК) по проверке дисциплины в кратком заявлении уведомила, что чиновник «подозревается в нарушении закона» и в его отношении проводится проверка. Местонахождение задержанного и другие детали не раскрываются. В это же время, поздно вечером 7 октября, генеральный секретариат Интерпола в Лионе объявил, что Мэн подал в отставку с поста президента. В сообщении не говорится о причинах его действий, также не приводится информация о местонахождении или состоянии Мэна. Заявление о его отставке вступило в силу немедленно. Обязанности главы Интерпола временно станет исполнять представитель Южной Кореи Ким Чен Ян. Избрание нового президента состоится на форуме в Дубае 18−21 ноября.

По данным South China Morning Post, Мэна Хунвэя увезли на допрос сразу по прилёте в Китай 29 сентября. Газета сообщает, что решение о задержании экс-президента Интерпола в Китае было принято на самом высоком уровне. Как предполагает издание, Мэн может быть не просто причастен к коррупции, но замешан в более серьёзных делах.

Пресс-конференция жены

Грейс Мэн в воскресенье обратилась к международному сообществу с просьбой о помощи в обеспечении безопасности своего мужа, президента Интерпола Мэна Хунвэя. В Лионе была организована пресс-конференция, где она подробно рассказала всё, что знает об исчезновении Мэна, и, в частности, что она думает об отправленном им в последнем сообщении изображении ножа. Грэйс Мэн во время пресс-конференции не позволила показать своё лицо, заявив, что опасается за собственную безопасность и безопасность своих детей. В отель, где она проводила пресс-конференцию, супруга экс-президента Интерпола пришла в сопровождении двух французских полицейских, которым было поручено охранять её.

Непосредственно перед исчезновением мужа Грейс получила от него два сообщения, одно из которых она восприняла как попытку предупредить её о том, что он находится в опасности. Сначала Мэн Хунвэй отправил своей жене стандартное сообщение: «Жди моего звонка». Звонок от него так и не поступил. Прежде чем пришло следующее сообщение, Грейс отправила ему фотографию двух фигурок животных — медведя и лошади, как напоминание о детях: один из них любит лошадей, а другой, по её словам, «похож на медведя». Через четыре минуты после первого сообщения от Мэна Хунвэя пришло эмодзи с изображением ножа. Именно эту картинку супруга экс-президента Интерпола восприняла как сигнал о том, что ему грозит опасность. Тем более, что на связь он больше не выходил, сообщила супруга, добавив, что не знает, что с ним случилось.

Смс, которое Мэн Хунвей прислал жене накануне арестаФото: AP/TASSСмс, которое Мэн Хунвей прислал жене накануне ареста

«Это последнее сообщение от моего мужа, — сказала Грейс Мэн. — После этого мне никто не позвонил, и он исчез».

Грейс Мэн рассказала, что они с мужем познакомились в Пекинском университете. Будущее их семьи сейчас очень неопределённое. Грейс также сказала, что Мэн Хунвэй регулярно совершал поездки между Лионом и Китаем по своей работе. До его последнего полёта в Китай он находился в рабочей поездке по трём странам, посетив Норвегию, Швецию и Сербию по нуждам Интерпола. Супруги ежедневно контактировали во время его поездки, вплоть до того момента, как он пропал в Пекине.

«Отныне я перешла от горя и страха к поиску истины, справедливости и ответственности перед историей, — сказала Грейс во время пресс-конференции, и её голос дрожал от волнения, пишет АР. — За мужа, которого я очень люблю, за моих маленьких детей, за народ моей Родины, за всех жён и детей, чтобы их мужья и отцы больше не исчезали».

Призыв жены Мэна к справедливости и беспристрастности повторяет мольбы семей десятков людей, которые столкнулись с действиями китайской Коммунистической партии при президенте Си Цзиньпине. Некоторые из них, возможно, даже преследовались китайскими властями под наблюдением Мэна, пишет АР.

Борьба с коррупцией в Китае

Мэна Хунвэя можно рассматривать как последнего высокопоставленного чиновника, который стал жертвой широких репрессий со стороны правящей Коммунистической партии, пишет 8 октября АР. Си Цзиньпин считается самым могущественным лидером Китая со времён Мао Цзэдуна. В эпоху его правления страной в Китае начались жёсткие репрессии против гражданского общества, направленные на подавление инакомыслия и политической активности. Кроме того, лидер страны инициировал популярную и широкомасштабную антикоррупционную кампанию для усиления контроля над партией и в качестве мощного оружия для чистки своих политических оппонентов.

Лидер КНР Си Цзиньпин Фото: Li Gang/XinhuaЛидер КНР Си Цзиньпин

Грейс Мэн в интервью AP рассказала, что должности, которые занимал её супруг, обязывали его тесно контактировать с высокопоставленными китайскими чиновниками в сфере безопасности — то есть в том самом секторе, который долгое время ассоциировался с коррупцией, непрозрачностью и нарушениями прав человека. Мэн, член Коммунистической партии, работал с бывшим начальником Службы безопасности и членом постоянного комитета Политбюро Чжоу Юнканом, который в настоящее время отбывает пожизненное заключение за коррупцию. Жена Мэна попыталась дистанцировать своего мужа от Чжоу, сказав, что двое мужчин не ладили.

Чжоу — одна из самых громких фигур, попавших в немилость в рамках развернутой президентом Си Цзиньпином кампании против взяточничества на всех уровнях правительства, а также в военной и государственной промышленностях. Подозреваемые должностные лица часто исчезают в следственном органе партии, который может удерживать их в течение нескольких месяцев без разглашения информации и не предоставляя им адвоката. Ситуация с Мэном показывает, что лавина теневых и часто произвольных задержаний в Китае не делает исключений даже для высокопоставленного сотрудника общественной безопасности с международным статусом, оставляя близких людей в полном неведении и панике.

Действия Пекина

Необъяснимое исчезновение Мэна в Китае побудило французское правительство и Интерпол публично заявить о своих опасениях. Происходящие события угрожали запятнать имидж Пекина как активно развивающейся азиатской державы. Заявление, содержащее всего одно предложение о том, что Мэн Хунвэй находится в центре расследования, появилось в момент, когда в Китае была почти полночь, и это говорит о том, что Мэн находится под охраной партийных следователей. Дисциплинарный орган правящей Коммунистической партии Китая в кратком заявлении на своём веб-сайте заявил, что Мэн «подозревается в нарушении закона и в настоящее время находится под наблюдением и расследованием» нового антикоррупционного органа Китая, Национальной комиссии по надзору. Это сообщение о судьбе 64-летнего Мэна стало первым со стороны официальных лиц Пекина с тех пор, как французские судебные чиновники заявили, что он пропал в пятницу.

Грейс Мэн впервые узнала о заявлении КПК от представителей Associated Press.

«Это политическая разруха и падение! — написала Грейс Мэн в текстовом сообщении AP. — Я не могу в это поверить, потому что верховенство права в Китае — это его (Мэна Хунвэя. — Ред.) пожизненное стремление».