Учебно-боевой самолет Як-130М с корректируемой бомбой КАБ-250 и новым радаром потряс Дубай. Россия показала миру самолет, предназначенный для обучения пилотов и уничтожения врага. На фоне провалов западной авиатехники в зоне СВО Як-130М получил полноценное боевое оборудование и может работать круглые сутки в любую погоду. Сможет ли машина одновременно выполнять функции тренажера и фронтового штурмовика, почему иностранцы толпились у российского стенда на выставке в ОАЭ, готовы ли они купить самолет прямо сейчас — в материале NEWS.ru.
Что за самолет Ростех показал в Дубае
Ростех впервые представил за рубежом модернизированный учебно-боевой самолет Як-130М. Машину презентовали на международной авиационно-космической выставке Dubai Airshow 2025, проходящей с 17 по 21 ноября.
Как сообщила пресс-служба Ростеха, самолет был разработан на основе Як-130 и предназначен для подготовки летчиков, осваивающих современные истребители, включая машины четвертого и пятого поколений. На нем установили бортовую радиолокационную станцию БРЛС-130Р и другие системы, которые позволяют использовать воздушное судно круглые сутки и при любой погоде.
Благодаря БРЛС-130Р с активной фазированной антенной решеткой производства НПП «Радар-ММС» Як-130М может применять ракеты средней дальности с активным радиолокационным наведением.
По данным «Военного обозрения», Як-130М оснащен полностью цифровой кабиной и имеет оптимальное соотношение массы и тяги. Машина обладает исключительной маневренностью для этого типа самолетов.
«Помимо своей учебной роли, Як-130 способен наносить удары как по наземным объектам (с использованием управляемых и неуправляемых боеприпасов), так и по воздушным целям (благодаря использованию ракет малой дальности Р-73 или РВВ-МД)», — отмечает издание.
Кроме того, новинка оснащена бортовым комплексом обороны «Президент-С130», разработанным с учетом опыта СВО. Эта система включает в себя ряд электрооптических, лазерных и инфракрасных датчиков, блоков электронных помех, пусковые установки для отстрела ложных тепловых целей, а также средства постановки электромагнитных помех. Комплекс позволяет эффективно бороться с вражескими зенитными и авиационными ракетами и вовремя предупреждать пилота об их пуске.
Пилоты возле учебно-боевого самолета Як-130М на международном авиационно-космическом салоне Dubai Airshow 2025 в Дубае
Что представляет собой Як-130М
Як-130М представляет собой модернизированную версию учебно-тренировочного самолета, разработанного для замены устаревших чешских L-39 и L-29, рассказал NEWS.ru заместитель главного редактора журнала «Воин России» капитан I ранга Василий Дандыкин.
«Новая модификация вышла за рамки простого учебного самолета, получив статус легкого штурмовика», — уточнил он.
Первый выставочный образец Як-130М был показан в ходе международного военно-технического форума «Армия-24» в конгрессно-выставочном центре «Патриот».
В феврале 2025 года ПАО «Яковлев», входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) Ростеха, сообщило, что работает над тремя опытными образцами Як-130М. На тот момент велась их комплектация системами и агрегатами.
В октябре в Ростехе заявили, что на Иркутском авиазаводе построили первый опытный образец Як-130М и в ближайшее время проведут наземные и летные испытания воздушного судна. Во время наземных испытаний должны быть проверены модернизированные системы самолета, после чего его подготовят к полету.
Кто и почему заинтересовался Як-130М на выставке в Дубае
По словам Дандыкина, повышенное внимание зарубежных военных к Як-130М в Дубае объясняется тем, что у него есть целый ряд преимуществ перед западной или китайской техникой.
«Як-130М — многоцелевая машина. Она сочетает в себе функции учебно-тренировочного и легкого боевого самолетов. Два в одном. Он доступен для покупки, его стоимость ниже, чем у зарубежных аналогов. Это важный показатель для иностранных посетителей выставки. Кроме того, самолет демонстрирует высокую надежность, у него есть собственные двигатели, хорошо отработанные в производстве. Это критически важное преимущество, особенно в сравнении с машинами, в которых используются менее продвинутые импортные агрегаты (например, в китайской авиации)», — пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что значительный интерес иностранцев к Як-130М на выставках подтверждает его конкурентоспособность на мировом рынке авиационной техники.
В феврале 2025 года в ходе авиасалона Aero India в Бангалоре представители «Рособоронэкспорта» сообщили, что экспортный потенциал Як-130М составляет как минимум 40 машин.
При этом глава Центра анализа стратегии и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов отметил, что продажи Як-130М на мировом рынке в современных условиях будут связаны с рядом конъюнктурных сложностей.
«Базовая модель Як-130 была успешной, ее приобрели несколько стран. Но не стоит забывать, что сейчас Запад давит на всех потенциальных клиентов: если что-то купите у России, то подпадете под санкции», — заключил Пухов.
Дандыкин в свою очередь отметил, что отечественный военно-промышленный комплекс уверенно преодолеет все сложности.
Читайте также:
Страшнее «Орешника»: почему ракета «Новатор» так сильно испугала Запад
Адский «подарок» для Трампа: как «Буревестник» вызвал переполох на Западе
«Идеальный истребитель»: в США восхитились Су-35С в зоне СВО
«Против дрона нет приема»: генерал Попов о Су-57, F-35 и отставании США