Фраза первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, что Россия не будет больше строиться на договорном принципе, перевернула страницу новейшей российской истории. Речь идёт о том, что в Кремле не считают нужным и впредь продлевать этот документ, принятый ещё в далёком 1994 году, в эпоху российского безвременья. Договор на деле стал формализацией знаменитой фразы Бориса Ельцина «Берите столько суверенитета, сколько можете проглотить!». Его потом многократно критиковали за такой подход. Но учитывая сложнейшую обстановку в стране, попытку ещё Горбачёва использовать против формировавшегося российского руководства элиты национальных республик, нарастание местечкового национализма — такой подход, не без сложностей, но способствовал сохранению единства страны.
Прошли годы, и в 2007 году договор этот, который некоторые представители татарстанской этнократии предпочитали трактовать как доказательство фактически государственного суверенитета республики, был автоматически пролонгирован на десять лет. И вот эти десять лет истекли. А Татарстан остался последней национальной республикой, имевшей договор с Центром.
И вот Кремль самым показным образом не выразил никакой заинтересованности в его продлении. Заодно под вопросом оказался и титул главы республики. Поскольку Минниханов остался последним региональным президентом на просторах России. И если время от времени поднимается вопрос о том, что в России до сих пор субъекты обладают разным объёмом прав, имеется в виду, что республики имеют более широкие полномочия, чем области и края. Даже среди республик Татарстан выделялся своими качествами и привилегиями. И, видимо, пришло время собирать камни.
Собственно, ещё в прошлом году президент Российской Федерации Владимир Путин назвал территориальное разделение по национальному признаку бомбой, заложенной Лениным. Утверждают, что даже Андропов хотел преобразовать страну в штаты по американской модели.
Но теперь делается ещё один шаг по пути укрепления целостности государства при сохранении прежних принципов устройства. Единственное исключение, видимо, будет сделано лично для Минниханова, который до конца своего срока будет именоваться президентом.