News.ru — о решении Международной федерации лёгкой атлетики (ИААФ) не восстанавливать в правах Всероссийскую федерацию лёгкой атлетики (ВФЛА), что и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения наших ведущих спортсменов.
Пора спасать... стадион в Жуковском
После того как ИААФ в конце 2015 года за многочисленные нарушения антидопинговых правил лишила статуса Всероссийскую федерацию лёгкой атлетики, а российских спортсменов на международных стартах оставила без признаков национальной принадлежности — флага, гимна, а порой и вообще возможности выступать на том или ином турнире, процесс восстановления ВФЛА в правах успел превратиться в вялотекущий унылый сериал. В котором каждая следующая серия оставляет у зрителей всё меньше надежд на счастливый хеппи-энд.
В минувший уик-энд очередное заседание ИААФ наилучшим образом проиллюстрировало всю тщетность усилий российской стороны добиться хоть каких-то позитивных сдвигов в деле возвращения в мировую легкоатлетическую семью. Все оптимистические заверения о том, что ВФЛА выполнила многочисленные пункты дорожной карты, были перечёркнуты очередным скандалом вокруг вице-чемпиона мира по прыжкам в высоту Данила Лысенко, о чём News.ru недавно писал. Поэтому, признаемся честно, особых иллюзий касательно решения ИААФ по России на заседании 8–9 июня никто не питал.
Тем не менее у наших ведущих спортсменов продление международной изоляции ВФЛА вызвало вполне объяснимую реакцию. Им попросту надоело мириться с унизительным «нейтральным статусом», необходимостью постоянно подавать индивидуальные заявки на участие в международных стартах, а после побед на чемпионатах мира и Европы не иметь возможности слышать гимн своей страны и видеть, как ввысь поднимается российский триколор.
Первой свой крик души в Instagram опубликовала двукратная чемпионка мира по прыжкам в высоту Мария Ласицкене.
Мы можем сколько угодно заниматься самообманом, рассказывая о том, как наших легкоатлетов боится Запад, о миллионах пунктов дорожной карты, которые были выполнены на бумаге. Но то, что мы сделали собственными руками с нашей лёгкой атлетикой за эти несколько лет, ни одна бумага не вытерпит, — написала Ласицкене.
Главную звезду современной российской лёгкой атлетики поддержали другие известные спортсмены. «Прямо в точку», — такую запись в комментариях к посту Ласицкене оставила Дарья Клишина, двукратная чемпионка Европы в прыжках в длину и единственная наша легкоатлетка на Олимпийских играх — 2016 в Рио-де-Жанейро. А чемпион России по прыжкам в высоту Даниил Цыплаков согласился с коллегой не без грустной иронии: «Тоже так считаю. От российской лёгкой атлетики остался стадион в Жуковском. Предлагаю спасать его общими силами».
«Находиться в подвешенном состоянии невероятно тяжело»
Геннадий Габрилян, личный тренер Марии Ласицкене, высказался по этой теме ещё более резко в адрес руководства ВФЛА.
В марте 2018 года я уже обращался с просьбой не сдавать нашу лёгкую атлетику. И продолжаю сегодня. Российские легкоатлеты — уже в который раз — честно борются в нейтральном статусе и побеждают на международных стартах. А вы, как выяснилось, до сих пор не в силах навести порядок у себя, для того чтобы вернуть своим же спортсменам флаг и гимн. Пора не на словах, а на деле действовать по-настоящему жёстко. Со всеми, невзирая на ранги и титулы, кто своими поступками или бездействием топят лёгкую атлетику. Подставляют её и при этом находят оправдания. Кого вы ещё пытаетесь обмануть? — такую запись оставил Габрилян в своём Instagram.
При этом важно отметить, что наши ведущие спортсмены действительно на протяжении этих трёх с половиной лет продолжали делать всё, чтобы даже в условиях жесточайшего прессинга со стороны ИААФ продолжать приносить славу и медали отечественной лёгкой атлетике, не растрачивая силы и эмоции на громкие заявления и тем более борьбу с чиновниками из своей же федерации. Та же Ласицкене, например, в статусе нейтрального атлета завоевала своё второе золото на чемпионате мира в 2017 году в Лондоне, выиграла мировые и европейские первенства — 2018 и 2019 в помещении, за два года (с 1 июля 2016-го по 13 июля 2018-го) выдала серию из 45 побед кряду на различных турнирах.
В беседе с автором этих строк в июне 2017 года, за месяц до чемпионата мира в Лондоне, Мария признавалась, что со статусом нейтрального атлета невозможно смириться.
Просто воспринимаю это примерно так: нужно потерпеть, но не потерять своего достоинства и веры в то, что сейчас нужно это пережить, чтобы, возможно, даже в ещё большей степени поднять престиж России... Но в любом случае я стараюсь сильно не загружать свою голову этими проблемами. Наша федерация работает над их решением, и я очень надеюсь, что все российские атлеты, ожидающие ответа из ИААФ по поводу индивидуального допуска к международным стартам, как можно скорее получат разрешительные письма. Находиться в подвешенном состоянии невероятно тяжело, и вот это действительно очень сильно давит, — сказала Ласицкене.
В январе нынешнего года в интервью News.ru Мария отметила, что даже многие зарубежные легкоатлеты недоумевают, почему россиянам до сих пор не вернули статус полноценных участников международных соревнований.
Ни разу за границей не было никаких неприятных вопросов. Многие понимают нашу ситуацию, понимают, что мы уже «отсидели» три года полной дисквалификации. Единственное, чего там не понимают, — почему всё это тянется так долго. Ведь все уже поняли, что мы чисты и хотим выступать наравне со всеми. Чисты перед собой, а это главное. И такая ситуация, когда нам приходится выступать в нейтральном статусе, конечно, давит психологически, — отметила Ласицкене.
«Федерация с задачами не справляется»
Обещанного, как известно, три года ждут. Российские легкоатлеты демонстрировали чемпионскую выдержку и олимпийское спокойствие даже дольше — три с половиной года. Но всякому терпению бывает предел...
Между тем не все российские специалисты поддерживают резкие высказывания Ласицкене и её наставника. Олимпийский чемпион Сиднея-2000 по прыжкам в высоту Сергей Клюгин, ныне работающий тренером в российской сборной, считает, что нужно в любом случае продолжать выступать, бороться и побеждать.
Это чистая политика. Нашу страну уже давно всячески стараются притеснить. Что здесь сделаешь? Очень жаль, что так поступают с честными спортсменами. Конечно, неприятно выступать под нейтральным флагом, но в любом случае нужно готовиться, выступать, бороться и побеждать. В конце концов, все знают, спортсмены какой страны выступают под нейтральным флагом, — сказал Клюгин корреспонденту News.ru.
Бывший президент ВФЛА Валентин Балахничёв в интервью News.ru отметил, что ИААФ на заседании совета в Монако в минувшие выходные элементарно нарушила договорённости с российской стороной, поэтому нашей федерации следует вести себя более жёстко, отстаивая свои интересы и интересы российских спортсменов.
Совет ИААФ должен был решать конкретный вопрос: выполнены обязательства ВФЛА или нет. Мы знаем, что они были выполнены. Значит, в этой ситуации Международная федерация должна была принять нас обратно. На деле же получилось значительное нарушение протокола и существовавших договорённостей. Как показал опыт работы нынешнего руководства ВФЛА, мягкость и отсутствие нужных и полезных контактов с членами совета ИААФ не позволяют нам решить вопросы восстановления нашей федерации. Нужно занять более активную позицию, решать текущие вопросы оперативно по ходу возникновения проблем. Но мы уже видим, что наша федерация с задачами, к сожалению, не справляется, — констатировал Балахничёв.
Судя по всему, на главном старте нынешнего сезона — чемпионате мира, который пройдёт с 27 сентября по 6 октября в Катаре, — российским спортсменам вновь придётся бороться за медали в неполном составе и в угнетающем психику статусе нейтральных атлетов...