По прогнозам ООН, особенно значительная убыль ожидает сельскую местность России. Её население сократится в 1,5 раза — с 36,8 млн до 22,1 млн человек. Если тенденция продлится (ничто пока не предвещает её прекращения), российские сёла вскоре совсем опустеют. Что касается горожан, их к середине XXI века станет больше на 3 млн человек — их число возрастёт до 110,6 млн.
Общая численность российского населения, по прогнозам ООН, сократится до 132,7 млн человек. Это весьма печально — у нас и нынче-то недостаёт народу, чтобы заселять и осваивать огромные территории. Значит, демографическая яма станет ещё глубже? Или это зловредные ооновские спецы нарочно нам хотят настроение испортить?
Нет, прогноз их, похоже, близок к истинному положению дел. Отечественные эксперты выступают примерно с такими же оценками.
Прогнозы ООН о сокращении населения России к 2050 г. примерно до 133 млн человек с нынешних 147 млн близки к реальной ситуации, полагает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. По её словам, практически все прогнозы дают примерно одну и ту же картину и говорят о том, что население РФ по естественным причинам при нынешнем уровне рождаемости и темпах роста продолжительности жизни будет сокращаться.
С чем же связано столь существенное сокращение населения России? Татьяна Малева напоминает, что в репродуктивный возраст сейчас вступает малочисленное поколение матерей, которые не в состоянии родить детей столько, сколько их было прежде. Также, по словам эксперта, продолжительность жизни в стране хоть и растёт, но медленно. «Всё вместе это уже привело к тому, что мы последние два года находимся в состоянии естественной убыли населения, а не роста».
Одной из основных причин естественной убыли является низкая рождаемость. По данным Росстата, рождаемость у нас упала до десятилетнего минимума. В прошлом году на свет появилось 1,69 млн детей, на 203 тысяч или почти на 11% меньше, чем годом ранее. Спад рождаемости наблюдается во всех регионах России, кроме Чечни.
Почему же россиянки разлюбили рожать?
Эксперты объясняют, что в прошлом году 18-летия достигло самое малочисленное в России поколение — появившееся на свет в 1999-м. Всю вторую половину 1990-х и первую половину нулевых годов рождаемость у нас была, как говорится, ниже плинтуса. Увеличение началось лишь после 2006 года. Но оно не было постоянным, случались взлёты и падения. Ныне же к возрасту деторождения подходит поколение тех, кто родился в период демографического кризиса. По словам экспертов, рожают сейчас обычно 25–26-летние. К репродуктивному возрасту вплотную приблизились те, кто родился в 1992–1993 гг. Но тогда уже отмечалось падение рождаемости. Так что, выходит, ожидать её роста, значит, впадать в самообман.
Однако проблемами «лихих» 1990-х объяснение ситуации не ограничивается. Затянувшийся финансово-экономический кризис, падение уровня доходов, отмечаемое четвёртый год подряд, отсутствие уверенности в завтрашнем дне — всё это заставляет семьи изменить свои приоритеты. Всё больше молодых людей осознают мрачную истину — как ни старайся, а вырастить, прокормить, обучить детей, что называется, дать им путёвку в жизнь они не в состоянии. Так зачем же нищету плодить?
Одновременно перестают работать традиционные стереотипы продолжения рода, мол, полноценная семья — это только семья с детьми и т.д. Это раньше настоящему мужчине предписывалось среди прочего построить дом и родить сына. Сегодня на обзаведение собственным жильём и семьёй у большинства представителей сильной половины человечества попросту нет денег.
А если денежки в семье и водятся, то часто она не хочет взваливать на себя обузу в виде детей, а жить исключительно для себя.
«У нас сложилась парадоксальная ситуация: о своём гендерном предназначении женщины думают только во вторую очередь, — говорит профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков. — Они больше разделяют мужской взгляд на жизнь, где карьера на первом месте. А современные мужчины всё больше похожи на женщин. Они часто не ставят себе задачу материально обеспечить семью».
Государство же молодым семьям помогает в основном на словах. Жилищная ипотека безумно дорогая, мало кому по карману. Материнский капитал (сегодня это 453 тысячи рублей), конечно, лучше, чем ничего, однако ни одну серьёзную проблему молодой семьи, связанную с рождением и воспитанием ребёнка, он не решает. К тому же «капиталом» стимулируют рождение второго и третьего ребёнка. За первого семье, кроме единовременного пособия в 16,8 тысячи рублей, больше ничего не полагается. А почему, собственно? Про размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком (минимальное — 3,8 тысячи рублей) всерьёз говорить просто стыдно. К тому же платят только за детей до полутора лет.
Признавая падение рождаемости, власти с упоением толкуют о снижении смертности. Действительно, в прошлом году, по официальным данным, в стране умерли 1,8 млн человек. Это на 63 тысячи меньше, чем в 2016-м.
Однако это ещё вовсе не тенденция. Во многих регионах, в том числе в целом вполне благополучных, в нынешнем году отмечается рост смертности. Например, по данным столичного управления ЗАГС, в Москве за четыре месяца с начала 2018 года зафиксирована смерть 43 338 человек, что на 5,6% выше, чем в 2017 году. В сообщении отмечается, что впервые за долгое время в Москве показатель смертности превысил рождаемость. За это же время в столице родилось 41 487 детей — почти на 3% меньше, чем за тот же период предыдущего года.
Результаты пресловутой реформы — плачевные! На фоне роста общей смертности в России отмечается одновременный рост смертности от сердечно-сосудистых болезней. По данным Всемирной организации здравоохранения, РФ входит в число первых трёх стран, имеющих наиболее высокие показатели смертности от ишемической болезни сердца и инсульта.
Как с такой медициной снижать смертность? Разве что статистику подтасовывать.
Осознают ли власти РФ, что страна всё глубже погружается в демографическую яму, попросту говоря, вымирает? На уровне слов — да, понимают. В конце прошлого года президент потребовал «перезагрузить» демографическую политику в стране с тем, чтобы «не допустить снижения численности населения России в предстоящее десятилетие».
И что же? Либо власти к этой самой «перезагрузке» всё ещё не приступили, либо принимаемые меры оказываются неэффективными. Что, собственно, и подтверждают выводы как зарубежных, так и отечественных демографов.