Российским автолюбителям скучать не приходится. Что ни день — то ПДД меняют, от вокруг ОСАГО страсти кипят, то ГИБДД Регламент переписывает, то штрафы растут, то ещё что-нибудь. Жди очередной сюрприз и следи за законодательством. А лучше получать юридическое образование и готовиться защищать если не чужие, то хоть свои права.
Бдительность в отношении пешеходов водителям стоит повысить срочно. Ведь штраф за отказ пропустить пешехода теперь может обойтись в полторы тысячи, а может, и в 2,5 тысячи.
«ГАИ будет рассматривать величину штрафа в зависимости от личности водителя. Если у него за спиной 1-2 штрафа или их нет вообще, то могут ограничиться полутора тысячами. А если у него за спиной 50 штрафов, а у нас есть большой контингент водителей, у которых более 100 штрафов в год, то, конечно, ему влепят две с половиной тысячи», — пояснил депутат Государственной думы Вячеслав Лысаков.

Необходимость в ужесточении санкций объясняется ростом количества наездов на пешеходов, да ещё и на переходах. С начала года подобных нарушений произошло уже около 12 тысяч, при этом погибли более 600 человек.
Однако не стоит забывать, что в больших городах, особенно в Москве, есть места, где пешеходы идут «сплошной рекой». Вот и приходится водителям, заехавшим в какой-нибудь переулок, решать: то ли стоять часами в ожидании, что поток иссякнет, то ли надеяться проскочить, когда пешеходы, на взгляд водителя, на безопасном расстоянии. Правда, тут как раз и можно попасть на штрафные санкции.
Казалось бы, видеокамеры, которых с каждым днём становится всё больше, фиксируют местоположение и машины, и пешехода, а значит, штраф должен быть просчитан математически. Но если рядом окажется инспектор, он может расценить такую попытку как нарушение. Как заявил Вячеслав Лысаков, «всё зависит от добросовестности инспектора». По мнению депутата, очень много субъективизма, а критерии в оценке такого события «очень размыты».

«Конечно, водителей надо дисциплинировать, но мы можем медвежью услугу оказать пешеходам. Несколько лет назад штрафы повысили за непропуск пешехода, и они начали радостно скакать по зебрам, вообще не глядя по сторонам. Часто приходится видеть картину, когда молодая мама выкатывает на дорогу впереди себя коляску, даже не посмотрев по сторонам. Кто-то музыку слушает, кто-то по телефону увлечённо говорит, зимой капюшон аж на глаза натянут», — негодует депутат.
Трудно с ним не согласиться. Пешеходы на дороге, к сожалению, далеко не всегда внимательны. Не всегда, особенно в темноте, водитель успевает заметить вынырнувшего из-за угла прохожего. При этом тормозной путь у машины, двигающейся с разрешённой в городе скоростью 60 км/ч, больше 10 метров. И даже соблюдая скоростной режим, автолюбитель может не успеть среагировать, а среагировав на беспечного зеваку, вполне может спровоцировать серьёзное ДТП.
Вот и получается, что даже если ПДД нарушил пешеход, наказать его, если рядом нет инспектора, невозможно: снятую видеокамерой машину найти можно, а как искать беспечного гражданина?
«Правила дорожного движения требуют серьёзной доработки. Даже ПДД Белоруссии и Украины более содержательны. В Белоруссии ПДД — это федеральный закон, а у нас подзаконный акт, и в этом законе прописаны права и обязанности всех участников дорожного движения. Он должен быть как воинский устав — не должно быть сомнений, толкований. У нас ПДД всё-таки не отвечают современным требованиям», — заявил News.ru Вячеслав Лысаков.
Ждём перемен

Ситуация на дорогах действительно серьёзно и стремительно меняется. А законы, направленные на обеспечение безопасности на дорогах, за ней не поспевают. Лишь несколько законопроектов успеет принять в осеннюю сессию Государственная дума. В частности, в ближайшее время на второе чтение планируется вынести законопроект об опасном вождении.
О необходимости скорейшего принятия этого законопроекта на днях говорил и первый вице-премьер Игорь Шувалов.
«У нас есть несколько законопроектов, которые в правительстве рассматривались и вносились, но, к сожалению, Государственной думой ещё не приняты. Это ответственность за опасное вождение, наделение субъектов полномочиями по администрированию нарушений в области дорожного движения и залог за транспортное средство, если водитель был задержан в нетрезвом состоянии. Мы работаем с депутатами Государственной думы и рассчитываем, что такие законы будут приняты как можно быстрее, они крайне необходимы для обеспечения безопасного поведения на дорогах», — заявил он на совещании у главы правительства Дмитрия Медведева.
По словам Вячеслава Лысакова, пока законопроект об опасном вождении останется в том виде, как его предложило правительство. В том числе штраф за нарушение планируется оставить в размере 5 тысяч рублей. Однако депутат считает, что необходимо продумать санкции за повторное нарушение. Это может быть либо лишение прав, либо административный арест, либо обязательные работы.
При этом, пояснил он, необходимо учесть, что «это новый состав административного правонарушения, это понятие введено в ПДД в мае прошлого года» и необходимо примерно полгода на отработку правоприменительной практики. Должна быть уверенность, что опасное вождение было.

«Будет одна-единственная поправка, которую я во втором чтении внесу. Она будет касаться того, что административное производство по этим правонарушениям будет вести не просто инспектор, который зафиксировал это правонарушение, или группа разбора подразделения, а только руководитель этого подразделения или начальник ГАИ, или его заместитель», — заявил Вячеслав Лысаков.
Он также добавил, что всё-таки будет использоваться фото- и видеофиксация, так как «если на видео записано в динамике, вот эти прыжки из ряда в ряд, ускорение, торможение, то, конечно, уже описать это в протоколе, приложив видеофакт, будет значительно проще, доказательнее и понятнее». Таким образом будет обеспечена и подстраховка от возможных ошибок и злоупотреблений.
До конца года может быть принят и законопроект о залоге автомобиля за пьяное вождение.
«У нас есть большая проблема: люди которые попались пьяными за рулём. Их прав-то лишают, но положенный штраф — 30 тысяч — они не платят», — сообщил депутат, добавив, что у таких нарушителей появляется ощущение безнаказанности. Кроме того, они могут без прав вновь сесть за руль. По данным МВД, платят лишь 30% наказанных. Предлагается отправлять машины нарушителей на штрафстоянку и возвращать только после внесения 30 тысяч рублей, которые пойдут в счёт штрафа. Если водителю удастся доказать в суде свою невиновность, то деньги ему будут возвращены.
В подвешенном состоянии

В работе у законодателей остается ещё ряд законопроектов. В частности, принятый в первом чтении законопроект о так называемой балльной системе, согласно которому после трёх опасных нарушений наказание за четвёртое будет усилено, вплоть до лишения прав.
Завис и законопроект об упрощении процедуры освидетельствования на состояние опьянения. Вячеслав Лысаков считает, что количество оформляемых при этом документов необходимо сократить.
Планирует депутат и внесение в следующем году поправок в отношении «писем счастья». По словам Вячеслава Лысакова, в 2016 году водители получили более 60 млн штрафов, при этом 70% из них оплатили штраф досрочно. И тем не менее получили по почте уведомления. Законодатель уверен, что если оплатившим штраф вовремя водителям не будут рассылать письма, это позволит сэкономить миллиарды рублей из бюджета. Готовится и законопроект, упрощающий систему обжалования штрафов.
Кроме того, парламентарий намерен выступить против передачи регионам полномочий по администрированию дел, формируемых по данным автоматических камер.
Когда будут рассмотрены и приняты вышеперечисленные, а также и другие дорожные законопроекты, сказать сложно. Как посетовал депутат, сейчас в Госдуме «разгребают завалы» из законопроектов, которые лежат по несколько лет.