В субботу, 21 сентября, в Москве на танцевальных соревнованиях развернулся настоящий скандал с расистским оттенком. Одна из участниц подготовила свою «визитку» под стать тематике мероприятия — «Страны мира/национальности/культура» — номер, который символизировал бы присутствие на мероприятии африканской темы. Девушка выступила в костюме темнокожей женщины с гипертрофированными чертами лица. Реакцией иностранной публики на видео с выступлением, которое затем выложили в официальный аккаунт организаторов мероприятия, стали гневные сообщения с оскорблениями и обвинениями в пренебрежении к культурным ценностям чернокожего сообщества. News.ru попытался разобраться, был ли расизм в действиях девушки.

Лилу Кравцова добросовестно выполнила условия участия в танцевальном мероприятии — выступление должно было соответствовать национальной тематике — и подготовила номер, в котором решила переодеться в темнокожую женщину и станцевать национальный танец африканского сообщества. По словам Лилу изначально она готовила номер с элементами лезгинки и латины. Затем выбор пал на чукотский народный танец. Но это не достаточно её вдохновляло. В конечном счёте Лилу остановилась на африканской культуре. Девушка достала подходящий костюм и приготовилась выступать.

Я выхожу, с кайфом танцую свой номер, и все мне аплодируют. Я никогда в жизни не видела такой реакции. Я была безумно счастлива, что настал тот момент, что я своим творчеством могу вызвать такую бурю положительных эмоций у людей, — рассказала танцовщица.

Однако не все так однозначно положительно оценили выступление девушки. Когда видео с номером оказалось в Сети, зарубежная публика отреагировала на него резко негативно. Кравцову строго осудили и обвинили в blackface.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Раньше blackface был безобидной разновидностью театрального грима, который артисты XIX века использовали для создания эффекта комичности, когда изображали темнокожих в своих шоу и водевилях. Для этого актёр красил кожу тёмной краской и надевал нелепые костюмы. Сатирическая форма шоу была популярна вплоть до XX века. В 2010-х blackface отнесли к разряду непозволительных вещей, укрепляющих стереотипы о характере и поведении темнокожих, и стали строго осуждаться западным обществом.

Никто не знал о ситуации blackface. Мы в этом не виноваты. Мы не обязаны досконально изучать каждый миллиметр чужой культуры, чтобы жить дальше. Почему Африка, в свою очередь, не изучает нашу культуру? Все считают, что я ни в чём не виновата. Единственное, за что я могу извиниться и то с натяжкой, — это за то, что я была не осведомлена о тонкостях африканской культуры прежде, чем вышла на сцену с таким номером. Всё! А в остальном я ничего плохого не сделала, — заявила танцовщица.

После появления в Сети выступления Лилу на видео обратил внимание Будда Стрейч, известный хореограф, одним из первых продвигавший хип-хоп на мировую арену. Танцовщик резко осудил поведение Лилу и организаторов соревнований за то, что те допустили появление такого номера на международных соревнованиях.

Вы не понимаете, о чём вы говорите! — ответил Будда Стрейч в своём аккаунте в Instagram всем тем, кто пытается защитить российскую танцовщицу.

Видео с номером было удалено, организаторы и девушка принесли свои извинения.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Как организатор мероприятия #TRUETWERKCAMP хочу поднять вопрос, который заполонил наш Директ!!! . Для начала хотим подробнее рассказать о том, как проходят наши соревнования! Каждый раз мы задаём определённую тематику, в рамках которой участницы должны подготовить визитку! В этом году она звучала, как: «СТРАНЫ МИРА/НАЦИОНАЛЬНОСТИ/КУЛЬТУРА». Участницы представляли такие страны как Китай, Израиль, Индию и прочие. Большое резонанс вызвало шоу одной из наших участниц, где она выступала в образе африканской женщины. От лица организаторов TRUE TWERK CAMP и всех тех, кто принимал участие заявляем, что мы всегда поддерживаем движение #noracism , так как наш лагерь это одна большая семья не зависимо от каких либо признаков и различий , как физических, так и ментальных. P.S. #truetwerkcampagainstracism . As the organizers of the event #TRUETWERKCAMP we want to raise a question that filled our Direct !!! . At first we want to talk more about the stages of our competition ! Each time we ask a certain topic, within which the participants must prepare a special costume showcase ! This year it sounded like: "COUNTRIES OF THE WORLD / NATIONALITY / CULTURE". Participants represented countries such as China, Israel, India and others. The show of one of our participants caused a great resonance, where she performed in the costume of an African woman. On behalf of the organizers of TRUETWERK CAMP and all those who participated, we declare that we always support the #noracism movement, since our camp is one big family, regardless of any signs and differences, both physical and mental. P.S. #truetwerkcampagainstracism .

Публикация от TrueTwerkCamp (@truetwerkcamp)

От лица организаторов TRUE TWERK CAMP и всех тех, кто принимал участие, заявляем, что мы всегда поддерживаем движение #noracism , так как наш лагерь — это одна большая семья независимо от каких-либо признаков и различий, как физических, так и ментальных, — подчеркнули организаторы мероприятия.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

All Good day! Please Accept my apologies about my ignorance as important in the African history a nuance as “BLACKFACE”. Please understand my situation. Unfortunately, I only learned what's true about dancing and nothing else. I will continue to approach the cultural characteristics more closely. I have many friends from Cuba that I dance with since 2012 and believe me, I didn’t want to retouch neither of them nor feelings or any feelings, and that no matter can be about insulting. I'm very asking you to stop writing angry letters and enter the situation. With love and respect for your LILU . . Всем доброго дня! Прошу принять мои извинения о моем незнании столь важного в афроамериканской истории нюанса как blackface . Прошу меня понять. К сожалению я учила только то что касается танцев и ничего больше. Впредь буду более внимательно подходить к культурным особенностям. У меня много друзей из Кубы с которыми я танцую с 2012 года и уж поверьте, я не в коем разе не хотела затронуть ни их ни чьих либо чувств и уж тем более ни какой речи не может быть об оскорблении. Очень прошу вас перестать писать гневные письма и войти в положение. С любовью и уважением Ваша Лилу

Публикация от ЛИЛУ КРАВЦОВА | ТАНЦЫ СОЧИ (@aaaaliluya)

Однако зарубежная публика не оценила этого жеста протянутой оливкой ветви и осталась недовольна поведением российского танцевального сообщества.

Вот некоторые комментарии под постом с извинениями организаторов танцевального шоу.

Вы надо мной издеваетесь? Это такая шутка? Вам нужно дисквалифицировать танцовщицу, принести свои извинения и начать действовать против расизма... Использование вашего паршивого хештега не делает расизм чем-то приемлемым. Смиритесь с этим и извинитесь за причинение вреда обществу и допущение расизма на соревнованиях. Стыдно за вас.

Сказать, что вы не расисты, после того как люди указывают вам на расистское влияние вашей организации, нельзя, на самом деле это не антирасистки. Во-первых, вы должны были понимать, что вся организация конкурса была плохо продумана. Извиниться за это и удалить — недостаточно. Объясните, как это произошло. Возьмите на себя ответственность, потому что это произошло именно на вашем мероприятии, и оцените влияние этого видео на танцевальное сообщество, в которое вы пытаетесь внести свой вклад. Быть антирасистом означает постоянную борьбу с расизмом там, где вы его найдёте, в том числе внутри себя и внутри собственной организации.

Нет расизму, но вы выкладываете видео с blackface??? Образовывайтесь! Меня буквально выворачивает от того, что танцевальная компания позволила себе так низко пасть. Я в таком бешенстве. Девушка, вам лучше взять на себя ответственность и извиниться за то, что вы настолько невежественны по отношению к чёрным людям и нашей культуре. Я так разочарован, это клоунада на высшем уровне.

В российском сообществе двояко восприняли эту новость. Кому-то стало стыдно за танцовщицу и организаторов шоу.

Каждый может ошибиться. Я была на этом мероприятии судьёй и прошу прощения за эту ситуацию. Мне очень жаль. Это было неправильно. В тот момент мы на самом деле не понимали, насколько это неправильно, — отметила одна из членов жюри соревнования.

Кто-то вовсе не понял, за что обвиняют девушку.

Резонанс возник, будто Лилу плясала с криками «Родни Кинг виновен», а баттл проходил во время Лос-Анджелесского бунта в девяносто втором, — заявил один из комментаторов.

Там был ростовой костюм, а не blackface! Да и потом, у нас и так в стране толерантности хоть отбавляй, не хватало ещё американцев, качающих права через Instagram, — согласился второй.

Мы пообщались с экспертами по поводу этого инцидента и попытались выяснить, применимы ли здесь обвинения в расизме.

Александр Верховский, руководитель информационно-аналитического центра «Сова», специализирующегося на вопросах национализма и ксенофобии, считает, что использование грима в актёрском деле всегда было обычным делом и никто, например, к игравшему Отелло артисту таких претензий не предъявлял. Он согласился с тем, что в какой-то момент эта манера переросла в особый способ высмеивания негроидной расы. Однако Верховский считает, что это явление выросло в определённой культуре и не производит такого же эффекта на людей, выросшей вне её.

Любая шутка контекстуальна или любой вот такой жест. Одни и те же слова или одни и те же картинки в разных контекстах значат совершенно разные вещи. Это всегда было так и применимо к чему угодно, — сообщил эксперт. — Обстоятельства таковы, что мир глобализуется и контексты расплываются. Я не думаю, что здесь может быть единая для всех норма поведения. Потому что невозможно субъективно с позиции какого-то одного человека понять, настолько ли распространился этот американский культурный опыт на другие страны вместе с американской поп-культурой, чтобы мы уже тоже должны были где-то это прочувствовать.

Верховский считает, что девушка ничего не нарушила своим танцем и не сделала ничего плохого. С этим мнением согласился Валентин Денисов-Мельников, психолог. Он считает, что в данном случае были задеты болевые точки, которых у нашего общества нет, соответственно, никто не пытался на них давить намеренно.

Происходит проекция. Либо проекция чувства вины, либо, если это возмущались темнокожие, происходит проекция на весь мир своего желания получить извинения и компенсацию за не самое лучшее к ним отношение. И в результате люди видят то, чего и близко не было, — заключил психолог.

Джазовая исполнительница Виктория Пьер-Мари также заступилась за танцовщицу. По её мнению, в видео не присутствовало ничего, что создавало бы межрасовую проблему.

Вообще люди стали вороньём. Ищут не экологическую пищу, недоеденную в соседнем дворе, чтобы раздербанить. А ведь цель этой якобы благородной миссии — поднять просмотры в своих чатах. Сделали бы что-то реально полезного. Отвезли бы еды и лекарств в страны Африки, где умирают от голода и болезней дети, — заявила певица.

Кроме этого, она задалась вопросом, а не извиниться ли после таких нападок Ларисе Долиной за то, что та играла негритянку в фильме «Мы из джаза» и была соответственно загримирована.