27 сентября 2017 в 12:12

Россия избавилась от «заразы»

27 сентября в Удмуртской Республике уничтожен последний боеприпас «ядерного оружия для бедных»

Фото: KHABERNI.COM

27 сентября в России уничтожен последний килограмм боевых отравляющих веществ, на год раньше установленного срока. Объект в удмуртском посёлке Кизнер, введённый в эксплуатацию в декабре 2013 года, оставался единственным по уничтожению советского химического оружия. Здесь хранились боеприпасы для ствольной и реактивной артиллерии, снаряжённые фосфорорганическими отравляющими веществами нервно-паралитического действия (зарин, зоман, VX), а также люизитом. Химоружие часто называют «ядерной бомбой для бедных», указывая на доступность отравляющих веществ для игроков, которые не имеют и неспособны иметь собственной ядерной программы. Но безопасное уничтожение ядовитых боеприпасов стоит в десятки раз дороже их производства и также сопряжено с риском.

В России заводы по производству химического оружия начали строиться в августе 1915 года. Вашингтон и Москва накапливали химарсеналы и после постановки на вооружение ракет с ядерными боевыми частями — как дополнительный аргумент в противостоянии двух военно-политических блоков.


Ход утилизации

Химическое оружие уничтожается в соответствии с одобренной в 1992 году Генеральной Ассамблеей ООН конвенцией, которая вступила в силу в 1997-м. Официально Россия начала уничтожение арсеналов химоружия в январе 1998 года. К этому моменту его запасы составляли около 40 тысяч тонн — на 10 тысяч тонн больше, чем у США. Но к практическому уничтожению страна приступила после постройки первого промышленного объекта по его ликвидации в посёлке Горном в 2002 году.

В целом боеприпасы, снаряжённые отравляющими веществами, и ёмкости с ними в разное время были свезены в семь арсеналов: «Горный» (Саратовская область), «Марадыковский» (Кировская область), «Леонидовка» (Пензенская область), «Щучье» (Курганская область), «Почеп» (Брянская область), «Камбарка» и «Кизнер» (Удмуртская Республика). Общие расходы на этот процесс составили 330 млрд руб. В начале 2000-х США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия и Канада выделили на российскую программу утилизации химоружия более $1 млрд помощи, которая поступала до 2009 года.

Фото: CUGETLIBER.RO

Опасность хранения

Боеприпасы с химическими компонентами опасны даже на хранении. Россия, которая накопила самые большие их запасы, была как никто заинтересована в уничтожении химоружия. Тем более что на складах не оставалось боеприпасов, у которых бы не истёк срок годности. А как отмечали эксперты, ядовитые вещества не только имеют ограничения по сроку годности, но ещё и разрушают ёмкости для хранения и даже сами боеприпасы. В 2000-х годах начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин неоднократно указывал, что хранение отравляющих веществ с истёкшим сроком годности представляет чрезвычайную опасность — ещё большую, чем процесс его утилизации.


Применение: от баллонов к ракетам

История применения человечеством боевых ядовитых веществ насчитывает не одно тысячелетие. Наши предки часто использовали едкие вещества или раздражающие и удушающие дымы во время осады городов и крепостей. Один из первых в истории случаев применения отравляющих веществ в военных целях — отравление пресной воды корнями чемерицы во время наступления войск под командованием Солона на греческий город Кирра в 600 году до н.э. В 1044 году в военном китайском манускрипте «Уцзин цзунъяо» было приведено описание «химического боеприпаса», который забрасывали на позиции противника катапультой.

Во время Первой мировой была выработана тактика позиционной войны, и для прорыва обороны противника стороны начали активно применять химоружие — сначала слезоточивый, а затем удушающий газ. 22 апреля 1915 года немецкая армия впервые распылила хлор — 168 тонн вещества — около бельгийского города Ипр. Погружённые в газовое облако французские солдаты, не имея средств защиты, слепли, кашляли и задыхались: три тысячи из них умерли от удушья, другие семь тысяч получили ожоги. Несмотря на то что немцы старались распылять газ по ветру из баллонов, их пехота также пострадала. Учитывая зависимость такого метода применения от метеоусловий, в 1916 году капитаном британского Королевского инженерного корпуса Уильямом Ливенсом был изобретён миномёт для доставки отравляющих веществ.

Имелось химическое оружие и на вооружении армии царской России. Самый известный случай применения боевых отравляющих веществ со стороны красных — при подавлении Тамбовского восстания в 1921 году. Историки до сих пор спорят, почему Адольф Гитлер не применял химоружие, хотя в Германии активно велись исследования в области создания боевых отравляющих веществ и средств их доставки. Главные аргументы — средства защиты не могли оградить от воздействия газа собственных солдат, а тот же иприт заражал территории на продолжительное время. Также Гитлер опасался ответной атаки со стороны Советского Союза.

С 16 по 17 марта 1988 года по приказу Саддама Хусейна иракской авиацией было совершено несколько химических бомбардировок города Халабджа, населённого курдами. Население подверглось воздействию зарина, иприта, табуна и VX. Число жертв, по разным оценкам, составило около семи тысяч человек. Как замечают историки, использовавшиеся газы были плотнее воздуха и стелились по земле, а значит, поражали в первую очередь детей.


Сирийские «передовики»

Сирия при активном посредничестве России согласилась присоединиться к Конвенции о запрещении химического оружия и полностью уничтожить свой отравляющий арсенал в сентябре 2013 года. На такой шаг власти страны пошли из-за угрозы удара со стороны США. Вашингтон возложил на Дамаск ответственность за применение оружия массового поражения в августе 2013-го в пригороде Дамаска Восточная Гута. В июне 2014 года эксперты Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) отчитались о вывозе всего химоружия из Сирии, в феврале 2015 года было официально объявлено о полном химразоружении.

Специалисты отмечали, что сирийские заводы по производству химоружия к моменту заключения соглашения между РФ и США по уровню технологий были одними из самых современных в мире. Поскольку Дамаск расценивал химоружие как сдерживающий фактор в отношении своих соседей — Ирака, Турции и Израиля, которые имели собственные программы оружия массового уничтожения. После распада Советского Союза Дамаск сделал ставку на создание новых, более сильных по своему воздействию отравляющих веществ. Одним из главных объектов по производству химоружия в Сирии считались заводы в Алеппо и Хаме. Завод в Ас-Сапире (Алеппо) был построен в 2005 году и занимал площадь 32 квадратных километра.

С момента начала гражданской войны в Сирии правительственные войска, оппозиция и радикальные формирования не раз обвиняли друг друга в применении химоружия, при этом даже после инцидента в 2017 году ни одна из сторон, включая международных игроков, не предоставила убедительных доказательств виновности Дамаска или оппозиции.

Кроме того, как замечают эксперты, некоторые взаимные обвинения проправительственных сил, оппозиции и радикалов в применении боеприпасов с отравляющими веществами в Сирийской пустыне были дезинформацией. Поскольку при высокой температуре конвекция воздушных масс такова, что тот же иприт испаряется за минуты.

Но при этом снарядить боеприпасы хлором можно буквально «на коленке» в школьной химлаборатории, чем и пользовались боевики «Исламского государства» (организация запрещена в РФ) в Сирии и Ираке. Но эффект от их применения — незначительный. Как и прежде, для эффективного применения химоружия должны быть соблюдены три базовых принципа — массированность, внезапность и оптимальные погодно-климатические и физико-географические условия. Иначе эффект стремительно падает.


Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, специально для News.ru:

— Химоружие действительно справедливо называют «ядерной бомбой для бедных». Исторически оно являлось средством устрашения, пока не появилось ядерное оружие. Потом просто остались огромные запасы ядовитых веществ, которые сложны в утилизации, и их продолжали изготавливать по инерции.

Очень хорошо, что Россия ликвидировала эту «заразу», хотя США закончат с этим через несколько лет. Но с точки зрения современной войны никакого значения химоружие не имеет, зараза — она и есть зараза.

Антон Мардасов
А. Мардасов