Собственно, если бы в этом скандале не фигурировали бы влиятельные имена, налицо был бы обычный корпоративный конфликт. Действительно, после пятнадцати лет работы был уволен по обвинению в финансовых злоупотреблениях директор ФГБУ «Сочинский национальный парк» Николай Пеньковский. На его место приказом министра природных ресурсов и экологии Сергея Донскова была назначена некая Дарья Филиппова.
И все бы закончилось внутренними разборками. Если бы Пеньковского уволили бы со всеми почестями и благодарностями, а на его место назначили бы кого-то из авторитетных специалистов. Но начальника сняли жестко и поспешно, а преемницей его оказалась дочь старшей сестры вице-премьера Дмитрия Рогозина. Вот тут все почувствовали запас большого скандала.
Вспоминая Фамусова ...
Известно, что все родственники Дмитрия Рогозина в большом порядке. Старшая сестра руководила авиа-транспортной компанией. Сын входит в правление Объединенной авиастроительной корпорации, а заодно возглавляет «фирму Ильюшина». Другой родственник, Ливанов, одно время был министром высшего образования. Видимо, пришла очередь и племянницы. Как говорил герой Грибоедова, «ну как не порадеть родному человечку».
Правда, у Филипповой, получившей в МГУ диплом декоратора, не было ни опыта работы по профилю. Но без соответствующего руководящего багажа. Впрочем, кому такие минусы мешали при такой родственной крыше.
Пеньковский, однако, смог восстановиться в своей прежней должности через суд и стал источником информации о происхождении Филипповой. Не исключаем, что такую подробность биографии преемницы ему подсказали доброхоты. Министр же своего приказа не отменил. И сейчас формально на один заповедник приходится два начальника.
Словом, замолчать скандал не удалось. О нем узнали местные журналисты, затем подключились столичные. Как говорят в таких случаях: сложившаяся ситуация вызвала большой общественный резонанс. Но самое интересное было впереди.
Неожиданное вмешательство верхов
Рискну предположить, что многие уже забыли, что ЮФО по-прежнему возглавляет бывший генеральный прокурор Владимир Устинов. Тот самый, до которого в критический момент ареста Гусинского не смог дозвониться президент. И вот глава округа неожиданно напомнил о себе, вмешавшись в заповедный скандал.
Устинов демонстративно не согласовал кандидатуру Филипповой. Да еще представил ее как недобросовестного работника: сменила пять рабочих мест за пять лет, многочисленные нарушения трудовой дисциплины.
Ясно, что это уже серьезный демарш, направленный уже не столько против сорокалетней дамы, сколько против ее влиятельного родственника. Можно долго гадать, сам ли Устинов решил так резко вмешаться в конфликт или все-таки ему из столицы подсказали так поступить. Но более реалистичным выглядит все-таки второй вариант.
В конце концов, сочинский заповедник — не плохой приз. Давно ходили разговоры, что за счет его земель хотели расширить горнолыжные трассы. Да и строительство в таких сверхкурортных зонах обещает очень неплохие барыши.
Неудачное же выдвижение Филипповой, откровенно попахивающее коррупцией, дуплетом бьет сразу по двум не самым влиятельным персонажам. С одной стороны, по министру Донскову, не сумевшему разобраться со свалкой в Балашихе и вызвавшему раздражение президента. С другой, по самому Рогозину, за которым в последнее время числится немало разнообразных «косяков».
Таким образом, удар наносился по фигурам достаточно уязвимым, которым широкая огласка этого дела совсем не в масть.
И своим демаршем Устинов дополнительно привлек внимание к заповедной разборке на самом верху. Теперь, так или иначе, разруливать дело придется, пусть и подковерно, президентской администрации. Кстати, Устинов не просто глава округа, но и свояк могущественного Игоря Сечина. Их дети поженились еще в девяностых. Может, родство это в сочинском деле не причем. А, может, наоборот, — многое объясняет.