Россия отмечает День трезвости — праздник, который впервые был проведён в 1913 году. Инициатором его стала Православная церковь, приурочив новую дату к церковному празднику — Дню Усекновения главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, когда у христиан принят строгий пост. В дореволюционной России в День трезвости прекращалась продажа алкоголя, владельцы винных лавок отправлялись отмаливать грехи. Сегодня, в День трезвости, во многих городах России ровно на один день запрещена продажа алкогольной продукции. Но поможет ли это в борьбе с пьянством?

Глобальный уровень потребления алкоголя на всей планете за последние годы лишь вырос: по данным ВОЗ, в 2018-м на каждого жителя планеты старше 15 лет приходится 6,6 л чистого спирта в год. Последние четыре года этот показатель растёт на 0,2% в год.

В рейтинге самый пьющих стран Россия находится на 6-м месте. Её опередили Белоруссия, Украина, Эстония, Чехия и Литва. Сразу же за Россией, на седьмой строчке, расположилась Италия, затем в порядке убывания тяги к спиртному идут Южная Корея, Франция и Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Португалия, Венгрия, Словения и Дания и, наконец, Австралия.

В самой России в последние годы принято подавать ситуацию с потреблением алкоголя весьма оптимистично. Не так давно, 5 сентября, News.ru публиковал материал, где говорится о том, что россияне стремительно теряют интерес к алкоголю и за последние 12 лет потребление спиртного на душу населения в стране сократилось на 40%. Так ли это? Со множеством вопросов, касающихся пьянства, News.ru обратился к Вадиму Дробизу, автору и руководителю проекта Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Вадим Иосифович, поздравляем вас с Днём трезвости!

— Вообще-то сегодня День гранёного стакана, а это куда больший праздник. Именно в этот день в 1943 году был выпущен первый гранёный стакан, то есть началось производство гранёных стаканов, этого символа алкоголизации страны советского периода. Произведён был стакан по эскизам знаменитой Веры Мухиной на старейшем стекольном заводе России в городе Гусь-Хрустальный.

Фото: Josef Omelka/CTK/Global Look Press

Далеко ли нам сегодня до трезвого образа жизни?

— Я вообще никогда не говорю о трезвости, её не будет никогда. Во всём мире, а я имею в виду мир христианской культуры, потому что в мусульманских странах немного иная история, так вот, во всём христианском мире ни о какой трезвости речь не идёт. Последние 2 тысячи лет пьянство было повальным, а последние десятилетия, какие бы меры ни принимались государствами, всё было бесполезным. Примерно 75–80% населения любой страны употребляли, употребляют и будут употреблять алкоголь.

А как же борьба за трезвость?

— Речь может идти лишь о сокращении числа злоупотребляющих алкоголем. Таких людей около 5–6% в каждой стране. Кроме, конечно же, мусульманских стран. Но если в стране не пьют алкоголь, то это не значит, что всё хорошо, — там тотально всё завалено наркотиками. Проблему надо рассматривать в целом, анализируя рынки алкогольной продукции, наркотиков, табачной продукции и так далее.

В мире есть добро и зло. И если на полюс зла вынесем пороки, то понятно, что объём зла примерно равен объёму добра.

То есть, идёт война алкоголя с наркотиками?

— Она всегда шла. Западный мир сейчас пытается заместить алкоголь наркотиками. И США, и Канада и ряд европейских стран пытаются это сделать. Это просто борьба разных бизнес-группировок. Кстати, давно известно, что «сухой закон» в США сто лет назад пролоббировали производители наркотиков, обведя вокруг пальца дурачков-мормонов. Но победы трезвости нет и быть не может. Есть умеренное потребление. По убеждениям у нас не пьют всего 2–3%. Остальные не пьют по тем или иным причинам, психологическим или же из-за проблем со здоровьем. Или в силу возраста.

Как наша демография отражается на статистике потребления алкоголя? Ведь стареющего населения всё больше...
— Демография всегда была значимым фактором. Например, провал рождаемости в 90-х (с 1990 по 2002 год детей рождалось в два раза меньше) обрушил рынок пива на 30%. Официально у нас сегодня молодежи от 18 до 27 лет в два раза меньше, чем десять лет назад. А ведь это поколение потребителей пива — до 75% всего пива в России выпивается людьми именно этого возраста. Их стало меньше — и рынок пива рухнул.
А сейчас стало больше старого населения, и люди старше 60 лет пьют крайне редко. Но мы получаем ложную картину — у нас получается якобы сокращение потребления алкоголя на душу населения. Но на самом деле население в группе от 18 до 60, возможно, пьёт даже больше, чем раньше. Просто эти цифры нивелируются старением населения.

Фото: Günter Lenz/imagebroker.com/Global Look Press

— По статистике потребление сокращается или растёт? Стало лучше или хуже?
— Вся статистика, касающаяся потребления алкоголя, липовая. Она во всех странах липовая, и у нас в том числе. У нас великолепная официальная статистика в отношении потребления алкоголя… Но на самом деле, я считаю, что у нас не стало лучше с потреблением алкоголя. Но не стало и хуже. Молодёжь много времени проводит на спортивных площадках, однако пить люди в целом меньше не стали. Просто перестали делать это в общественных местах.

Водка сейчас качественная?

— Вся водка, которая продается в легальных магазинах, хорошая. В этом можно не сомневаться.

А как у нас с вином и с виноделием?

— В России последнее время появились очень качественные, высокие вина собственного производства. Но мы сейчас пьём вина на душу населения в пять раз меньше, чем пили в советское время.

Это какой-то знак времени?

— Структура потребления алкогольной продукции отражает глубочайший экономический, социальный и культурный кризис. Это лучше любого другого индикатора. Вот когда мы станет пить больше вина, это будет означать выход из кризиса. Структура потребления алкоголя — самый быстрый и самый чёткий показатель. По рынку мяса и молока нельзя судить о состоянии экономики. А по рынку алкоголя — можно. Если отбросить совершенно больных алкоголиков, то в основном пьют только физически здоровые, активные, грамотные люди работоспособного возраста. Это 75–80%. Стариков среди них мало. И вот эта структура потребления гораздо лучше отражает ситуацию в стране, чем что-либо ещё.

Что же тогда в основном пьёт население сегодня, если вина мы стали пить меньше?

— Очень много суррогата крепких алкогольных напитков. В советское время суррогата почти не было, и не слишком много потреблялось самогона — вплоть до 1985 года. Алкоголь был доступен. В советский период на душу населения в год приходилось 27 л винодельческой продукции, 25 л пива и 10–11 л крепкого алкоголя. Сегодня винодельческой продукции пьётся 8 л в год на душу населения, пива — около 60 л, крепкого алкоголя и суррогатов — не менее 15–16 л.

Вы будете отмечать День гранёного стакана?

— Непременно. Откушу кусок стакана и запью водкой. С праздником всех!