С момента ареста полковника Дмитрия Захарченко прошло более трёх лет. Тогда в квартире его сводной сестры на Ломоносовском проспекте, 25 силовики обнаружили склад наличных в разной валюте — 8,5 млрд в рублёвом эквиваленте. СК заявил о намерении найти источник этих денег, однако и поныне узнать, откуда эти средства, не удалось. News.ru смог выяснить, в каких банках была получена наличность, оказавшаяся затем в названной квартире, а это более $120 млн, пара миллионов евро и пара сотен миллионов рублей. Кроме того, по заявлению источника News.ru, дело Захарченко может получить интересное продолжение. По прежним обвинениям он, напомним, уже получил 13 лет лишения свободы. Позже приговор смягчили до 12,5 года. Подробнее — в нашем материале, подготовленном совместно с независимым журналистом Денисом Балашовым.
По версии следствия, полковник получил взятку в натуральном виде, то есть скидочной картой на 50% в сети элитных рыбных ресторанов «Ля Маре», и предупреждение от своих землячек — сестёр Галины и Ларисы Марчуковых — о предстоящем в Нота-Банке обыске. По главному эпизоду в получении от владельца названного ресторана взятки размером $800 тысяч суд экс-полковника оправдал, что только усиливает завесу тайны обнаруженного склада миллиардов.
Итак, большая часть из найденной наличности — это примерно $37 млн — привезена из-за рубежа и имеет на стотысячных упаковках иностранный штамп. Ещё более $20 млн было расфасовано в пакеты и коробки без каких-либо штампов — просто связанные резинкой пачки денег. Третья по размеру часть — это более $14 млн — была обналичена за пару месяцев до ареста Захарченко в дополнительном офисе банка «Московское ипотечное агентство» (МИА-банк) на Бауманской. Примечательно, что отец экс-полицейского Виктор Захарченко получил четыре года колонии за фиктивное трудоустройство в этот, принадлежащий правительству Москвы, банк на должность вице-президента. Ему вменялась только незаконно полученная зарплата, а про обналиченные деньги забыли.
Далее по размеру суммы идут стотысячные пачки долларов из АКБ «Связь-Банк», обналиченные, так же как и деньги из МИА-банка, летом 2016 года — всего чуть более $12 млн. Крупным совладельцем этой кредитной организации является государственный Внешэкономбанк.
Ещё $1 млн был получен тем же летом в Юниаструм Банке. В начале 2017-го это финансовое учреждение присоединилось к банку «Восточный», контролируемому инвестфондом Baring Vostok, уголовное дело в отношении основателя которого, Майкла Калви, было возбуждено в феврале текущего года. Он тогда заявил, что попал под уголовное преследование из-за акционеров Юниаструма, которые перед сделкой вывели часть активов банка (американец назвал это «мошенническими сделками»).
$1 млн в квартире сестры Захарченко был из Инвестторгбанка, несколько сотен долларов — из ВТБ, ещё по паре сотен — из Сбербанка, Промсвязьбанка, Абсолют Банка, Новикомбанка и других, в том числе из лишившегося лицензии «М2М Прайвет банка».
Не менее восьми пачек по $100 тысяч имели штамп банка «Раунд», который контролируется миллиардером Алишером Усмановым и отцом депутата Госдумы Андрея Скоча — Владимиром Скочем.
Ещё восемь пачек по $100 тысяч были обёрнуты бумажной лентой с наименованием итальянского бренда предметов роскоши и высокой моды Bottega Veneta.
Основная масса евро «обезличена», то есть без каких-либо зацепок для следствия. А что касается рублей, то 25 млн «приехали» в квартиру из банка «Открытие», 45 млн — из давно лишённого лицензии СБ Банка, ещё 5 млн — из Московского кредитного банка, остальные миллионы — просто «под резинкой».
Были, правда, немного, долларовые пачки из банка «Новое время», акционеров которого следствие заподозрило в организации преступного сообщества и отмывании денег. News.ru обратился за комментарием к одному из адвокатов Дмитрия Захарченко. В разговоре с журналистом девушка пояснила, что на сегодняшний день нет никаких оснований полагать, что эти деньги принадлежат экс-сотруднику МВД.
Все эти денежные средства признаны невещественным доказательством по делу Захарченко. Было вынесено соответствующее постановление. К уголовному делу, которое в настоящий момент имеется, они никакого отношения не имеют. Они были изъяты не у Захарченко и не в его жилом помещении, а в жилом помещении иных лиц. Также замечу, что права на денежные средства заявил владелец квартиры, где они были найдены. Кроме того, Захарченко сдавал генетическую экспертизу и на пачках денежных средств его следов нет. В этой связи мы считаем, что нет никаких оснований для возбуждения нового дела, где бы фигурировал Захарченко.
Однако авторы материла считают, что всё выше перечисленное (из каких банков деньги) может косвенно указывать на новое уголовное дело, где сотрудникам правоохранительных органов предстоит узнать, кто был столь щедрым спонсором и сколько этих спонсоров вообще. Также News.ru уже удалось частично восстановить картину. Так, по словам источника, лидером сообщества, в котором мог состоять Дмитрий Захарченко, следствие якобы считает украинского бизнесмена и друга бывшего полковника МВД, владевшего долей в российском банке «Новое время». Весь ноябрь сотрудники СК и ФСБ находятся в активной фазе расследования, добиваясь показаний на экс-полицейского от его земляков и товарищей. Под домашний арест отправлена подруга гражданской жены Захарченко, у которой два года назад арестовали банковскую ячейку с $1,5 млн и счёт на 58 млн рублей, полагая, что это деньги полицейского. Новое дело позволит следователям обосновать найденные у его родственников миллиарды, происхождение которых внятно так никто объяснить и не смог. Сам Захарченко на прошлой неделе прибыл в мордовскую ИК-5 для отбытия наказания. Подробнее — в следующем материале News.ru.