Нынешние контрсанкции Москвы в отношении Украины — прежде всего предупреждающий шаг, демонстрация того, что лимит терпения Кремля исчерпан. Эти меры затрагивают не экономику, не население, а лишь отдельных представителей украинской политической элиты и крупного бизнеса, отмечают опрошенные News.ru эксперты. По их словам, речь идёт не о возмездии со стороны Москвы, о её намерении покарать Киев.
Экономика почти не пострадает
Специальные экономические меры распространяются на 322 граждан Украины и 68 компаний. Правительственное постановление № 1300, направленное на реализацию соответствующего указа президента Владимира Путина, подписано премьером Дмитрием Медведевым 1 ноября и вступило в силу. Санкции предусматривают «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств, бездокументированных ценных бумаг и имущества на территории России и запрет на перечисление средств (вывод капитала) за пределы России». Их введение «направлено на противодействие недружественным действиям в отношении российских граждан и юридических лиц со стороны Украины».
«Безусловно, экономика Украины почти не пострадает, поскольку речь идёт о персональных, а не отраслевых, не секторальных санкциях, — пояснил News.ru директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. — В данном случае Москва действует точечно, понимая: бить по украинской экономике — значит, бить по украинскому народу».
Показательный шаг
По словам эксперта, Россия хочет продемонстрировать украинским элитам, что она обладает эффективными рычагами воздействия на их интересы. Именно такой показательный шаг сейчас полностью оправдан, считает Салин.
Ограничения, в частности, коснулись сына президента Украины Александра Порошенко, главы МВД Арсена Авакова, главы «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева, генпрокурора Юрия Луценко, министра обороны Степана Полторака, спикера Верховной рады Андрея Парубия, экс-премьера Арсения Яценюка, лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко. В перечень вошли также судьи Конституционного суда Украины, парламентарии, чиновники президентской администрации, руководители органов исполнительной власти и крупных компаний. А среди 68 юрлиц, попавших под контрсанкции, числятся в основном предприятия украинской химической и горнорудной промышленности, в том числе ПАЛ «Азот», «ПАО «Днепразот», ПАО «Укрхимэнерго», ООО «Гликохим».
«Почти все объявленные персоналии — это топовые фигуры украинского политического бомонда, — заметил в беседе с News.ru декан кафедры социологии-политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Что касается крупных бизнесменов, информации мало».
Похоже, говорит аналитик, Кремль взял определённую паузу в надежде на то, что, столкнувшись с угрозой финансовых потерь, некоторые из украинских олигархов захотят провести сепаратные переговоры и попытаться наладить контакт с Россией. Впрочем, добавил он, американцы достаточно жёстко контролируют украинскую элиту и поэтому едва ли можно рассчитывать на некую пророссийскую игру с её стороны.
Лучше бы раньше
Между тем, в санкционном списке нет самого богатого украинца, выходца из Донбасса, совладельца целого ряда компаний (включая крупнейший горно-металлургический холдинг «Метинвест», энергетическую компанию ДТЭК и телевизионный холдинг «Медиа группа «Украина») Рината Ахметова, чьё состояние Forbes оценивает в $5,5 млрд. Нет там и партнёра Ахметова по «Метинвесту» — бизнесмена российского происхождения Вадима Новинского (состояние по Forbes — $1 млрд). Не попал в перечень и бывший губернатор Днепропетровской области миллиардер Игорь Коломойский. Кроме того, санкции не затронули президента Петра Порошенко и премьера Владимира Гройсмана.
«Стоит сказать, что это — ответный шаг России на меры, введённые Киевом в отношении РФ в 2014 году. Правда, ответ выглядит несколько запоздавшим: логичнее было бы сделать это тогда. Заранее анонсировав введение санкций, Москва позволила представителям украинской элиты как-то подготовиться, „подстелить соломку“ и даже, возможно, вывести какие-то активы», — говорит Александр Шатилов.
Красная линия пройдена
Вместе с тем, продолжает аналитик, киевский истеблишмент ведёт себя неадекватно. Он уже пошёл, что называется, встык и абсолютно не готов вернуться к конструктивному партнёрству, сотрудничеству с РФ. Красная линия давно пройдена, считает собеседник News.ru. Санкции назрели, убеждён Шатилов, напоминая об участившихся в последнее время случаях ареста российских судов и притеснения структур российского бизнеса на Украине.
«Другое дело, что нынешние меры нельзя назвать сверхжёсткими, хотя я не исключаю, что за ними последует некий следующий этап», — отмечает эксперт.
С февраля 2014 года, напомним, Киев ввёл санкции в отношении 1228 российских физических и 468 юридических лиц, включая чиновников, политиков, глав предприятий, журналистов, компаний. Перечень ограничений и попадающих под них персоналий впоследствии несколько раз расширялись. Последний раз это было сделано по указу президента Петра Порошенко 21 июня 2018 года, когда в обновлённые списки попали, в частности, шесть политических партий РФ, Центризбирком и его глава Элла Памфилова, избирком Крыма.
Что касается российско-украинских торговых отношений, то их пик пришёлся на 2011 год, когда объём взаимной торговли составил $50,6 млрд. С 2012 года товарооборот начал снижаться и к 2016 году опустился до $10,26 млрд. В 2017 году Украина заняла лишь 14-е место во внешней торговле РФ, тогда как Россия остаётся её основным торговым партнёром с долей во внешней торговле в 12,4%. Кроме того, несмотря на политическое противостояние с официальным Киевом, Москва стала крупнейшим инвестором в украинскую экономику в первом полугодии 2018 года (с января по июнь — $436 млн).