Россия может запретить экспорт нефти для тех компаний, которые не являются её производителями. С соответствующим поручением к профильным министерствам и ведомствам проработать подобную возможность обратился вице-премьер Дмитрий Козак.
«Минэнерго, МЭР, ФАС и Минфину до 12 ноября проработать вопрос запрета на экспорт нефти и нефтепродуктов для компаний, не являющихся первыми собственниками», — сообщается в протоколе заседания у Козака, передаёт РИА Новости.
Кроме того, необходимо будет рассмотреть тему о поставках нефтяниками на переработку в стране с последующей реализацией на внутреннем рынке светлых нефтепродуктов (объем — не менее 17,5% добываемой нефти). Однако, по мнению Козака, эффективность данной меры для стабилизации топливного рынка не совсем очевидна.
Главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов считает, что правительство пытается найти способы рыночного регулирования непростой ценовой ситуации на бензиновом рынке.
«Одна из мер — ограничить возможности по перепродаже бензина посредническими компаниями», — отмечает Богданов.
По сути, это административная мера, а не рыночное решение вопроса. В условиях, когда есть существенное отличие внутренних и внешних цен на бензин, кабмину довольно сложно сдерживать рост цен внутри страны. И если ввести заградительные пошлины, то это ударит по всем нефтяным компаниям.
«Поэтому ищут все возможные способы, чтобы ключевые игроки нефтяного рынка не пострадали и бьют по спекулянтам», — подчеркнул эксперт.
Скорее всего, считает он, данные ограничения будут действовать долго и нельзя исключать, что в правительстве примут дополнительные меры по ограничению роста цен на бензин внутри России.
Ведущий аналитик Amarkets Артём Деев полагает, что механизм может помочь снизить роль промежуточных трейдерских фирм, не входящих в вертикально-интегрированные нефтяные компании, в экспорте и снять давление с их стороны на цены внутреннего рынка.
Вместе с тем полностью закрыть такой канал продаж может оказаться сложно, считает Деев, поэтому не факт, что в итоге мы увидим снижение оптовых цен на топливо. Проблема более фундаментальна и рост внутренних цен заложен самой природой налогового манёвра.
В свою очередь, старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук придерживается мнения, что, по всей видимости, на фоне роста цен на бензин и недовольства со стороны населения российские власти намерены вмешаться в сложившуюся ситуацию.
«Крупнейшие нефтяные компании возьмут на себя обязательства обеспечивать внутренний рынок бензина, в обмен на это они получат лицензии на экспорт. При этом для небольших компаний и нефтетрейдеров экспортные поставки окажутся закрытыми, поэтому они вынуждены будут работать на внутренний рынок», — говорит Ткачук.
Между тем, для нефтяных компаний продавать нефть за рубеж более выгодно, поэтому для российских властей эта мера вынужденная, с целью поддержания стабильных цен на бензин. Возможно, это временное решение и в следующем году будут выработаны системные рыночные решения. Например, для компаний, работающих на внутренний рынок, могут быть сделаны дополнительные налоговые преференции.