Цены на билеты на внутрироссийские авиарейсы идут на взлёт. Из-за подорожавших нефтепродуктов, прежде всего, керосина, авиаперевозчики готовятся повысить топливный сбор — фиксированную сумму, включённую в стоимость билета. Первым на эту жёсткую меру решился «Аэрофлот», который вместе со своей дочерней компанией «Россия» с 26 июля увеличит размер топливного сбора — на 200 рублей для класса «эконом» и «комфорт», и на 400 рублей — для класса «бизнес». Судя по последним событиям, речь идёт об усиливающейся тенденции на рынке авиаперевозок.

К позиции «Аэрофлота» намерена присоединиться и S7, о решении повысить размер топливного сбора для пассажиров рассказал РИА Новости источник в компании.

Неизбежная мера

Рост может затронуть бронирования, оплаченные с 26 июля и позже, следует из письма «Аэрофлота», адресованного турагентам. Пока далеко не все авиакомпании собираются следовать примеру крупнейшего российского авиаперевозчика. В «Северном ветре» и Azur Air газету «Коммерсант» заверили, что таких планов нет. Между тем, о неизбежности повышения топливного сбора Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, в её состав входят 27 российских авикомпаний) предупреждала в июне — в открытом письме к вице-премьеру Максиму Акимову. АЭВТ ссылалась на то, что производители авиационного керосина и топливозаправочные компании своей ценовой политикой вынуждают авиакомпании принять «непопулярные меры компенсирующего характера». Только за 2017 год, указывала Ассоциация, авиагорючее в среднем подорожало более чем на 23%, эта же тенденция продолжилась в текущем году.

Фото: News.ru/Сергей Булкин

Авиаперевозчики попросили Максима Акимова дать «указание ФАС проанализировать ситуацию». 10 июля, отреагировав на обращение АЭВТ, замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин пояснил, что на рост цен повлиял налоговый манёвр в нефтяной отрасли, с 2016 года акцизы на авиатопливо выросли на 30% (на 700 рублей за тонну). По словам чиновника, свою роль сыграли и другие обстоятельства: сезонный спрос на нефтепродукты, динамика мировых цен, профилактика и ремонты на НПЗ, рост отраслевых издержек. Ранее, 22 июня, замминистра энергетики Павел Сорокин сообщил ФАС, что с начала года отпускные цены на керосин выросли на 6,4%.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Это сговор

К изучению дел на рынке авиатоплива ФАС уже привлекалась: в декабре 2017 года служба провела проверку после жалобы авиаперевозчика S7 Group на резкий рост цен на керосин, однако никаких нарушений в действиях нефтяных компаний не обнаружила. «Всё связано с балансом спроса и предложения на рынке», — примирительно заявил тогда начальник управления регулирования ТЭК ФАС Димитрий Махонин. Но совладелица S7 Group Наталия Филёва сетовала, что речь может идти о возможном сговоре на нефтяном рынке.

Фото: News.ru/Сергей Булкин

Сама ФАС регулярно выступает с резкими заявлениями о дороговизне авиабилетов. Глава службы Игорь Артемьев неоднократно требовал разобраться с так называемыми динамическими системами ценообразования, которые используют российские авиакомпании. При этом антимонопольщики склонны не связывать динамику цен на авиагорючее с увеличением стоимости авиабилетов. В декабре 2017 года, обосновывая эту позицию замглавы ФАС Анатолий Голомолзин сослался на статистику трёхлетнего периода: среднегодовые темпы роста цен на керосин составили 5%, и билеты подорожали сильнее.

Наиболее свежие данные по средним ценам на авиатопливо приводит Росавиация: в июне 2018 года авиакеросин подорожал по сравнению с показателем июня 2017-го на 18,4%, до 50,9 тыс. рублей за тонну. Самый дорогой керосин был отмечен в Тигиле (Камчатка) — 102 тыс. рублей без НДС за тонну, самый дешёвый — в новосибирском Толмачёво (33, 3 тыс. рублей). В аэропортах Московского авиаузла ситуация такая: в Шереметьево и во Внуково стоимость топлива увеличилась в среднем на 25% в годовом выражении, в Домодедово — на 21%. Ранее эксперты отмечали, что поскольку доля расходов на авиакеросин в общих расходах перевозчиков составляет до 30%, то повышение цены керосина на 25% может дать увеличение себестоимости авиаперевозки примерно на 6%.

Вадим Лукашевич, независимый авиационный эксперт, экс-конструктор ОКБ «Сухой»:

Не нужно забывать, что у нас ещё вырос НДС. А НДС у нас «зашит» везде. Поэтому речь идёт об общей тенденции. Хотя это неправильно. Если смотреть с макроэкономической точки зрения, мы просто разгоняем инфляцию, причём с разных сторон. Я ждал подобного поворота, когда у нас подорожал бензин, ещё несколько месяцев назад. Конечно, авиационный керосин и бензин для автомобилей — разные вещи. Но источник один, и технология одинаковая. И было непонятно, почему бензин подорожал, а цена авиационного топлива не растёт такими же темпами. Ведь весь этот ассортимент производится из нефтепродуктов. Кроме того, сейчас лето, когда бензин и горюче-смазочные материалы растут в связи со всякими сельхозработами. Да и в сезон отпусков цены поднимать удобнее. Вы настроились на отдых, полгода предвкушали как будете отдыхать. А вам говорят, что немного подорожали билеты. Но вас это не останавливает. Думаю, авиационный керосин будет дорожать, поскольку нашим производителям выгоднее поставлять его за рубеж, нежели в Россию. Если в Саудовской Аравии и других странах, где производится топливо, сначала насыщается внутренний рынок, а потом внешний, то у нас всё наоборот. А если нефть будет и дальше дорожать, то на внутреннем рынке цены на все виды топлива будут расти.

Михаил Емельянов, первый заместитель руководителя фракции партии «Справедливая Россия» в Госдуме РФ:

Фото: WORLDPERSONS.COM

Это скажется и на туризме, и на многих наших гражданах, путешествующих самолётом. Объективные основания для таких мер, возможно, есть, и связаны они с непродуманной акцизной политикой, которую проводило правительство в предыдущие годы, активно повышая акцизы. В результате резко выросли цены на топливо, в том числе, на керосин. Однако авиакомпании пользуются значительной государственной поддержкой, у них есть резервы. Странность ситуации ещё и в том, что они закупают дорогую импортную технику. Прошла информация, что UTair закупает 30 боингов, дочка «Аэрофлота» — авиакомпания «Победа» — 15 боингов. Вскоре будет доступен наш новый авиалайнер МС-21, а они проводят закупки. Если страна хочет развивать российскую авиапромышленность, необходимо обеспечить сбыт нашей авиатехники. Учитывая, что она намного дешевле, наверное, и цены на билеты росли бы не так сильно, как сейчас. И не возникло бы оправдание, что растут цены на топливо.