Число заказов во время ноябрьских распродаж в России оказалось рекордным — ведущие маркетплейсы продали в 2–5 раз больше товаров, чем во время этих же акций в прошлом году. Некоторые магазины уже продлевают «черные пятницы» на декабрь. Ведь люди хотят сэкономить в кризис, в том числе на новогодних подарках. Но получится ли это сделать и во сколько уже обошлись эти попытки, выяснил NEWS.ru.

Закупались по-черному

Еще во Всемирный день шопинга, 11 ноября, в первые же минуты акции число заказов на Ozon в 3,6 раза превысило показатели прошлого года, сообщили NEWS.ru в пресс-службе маркетплейса. А 26 ноября, в главный день акции «Черная пятница» количество покупок выросло уже в 4,5 раза. Wildberries увеличила продажи в 2,6 раза. По данным абсолютно разных экспертов, в топе заказов у россиян были одежда и бытовая техника. На этом фоне Wildberries растянула День шоппинга и «Черную пятницу» почти на месяц, а Ozon продлил «Черную пятницу» до 12 декабря.

Еще несколько лет назад «Черная пятница» длилась максимум одни выходные, но уже в прошлом году акция проходила целую неделю, а в этом году — месяц. Бизнес хочет получить мотивированный поток покупателей, а потребители — предложения, которые кажутся выгодными. При этом далеко не каждый анализирует цены до и во время распродажи, совершая, по сути, эмоциональные покупки, — говорит независимый маркетолог Алексей Матлаков.

Как россияне проиграли «черным пятницам» и «киберпонедельнику»Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Акции в пользу магазинов

Портал NEWS.ru изучил цены на ряд товаров Wildberries в разные дни акции «Черная пятница» и до нее. Оказалось, что некоторые продавцы меняли ценники несколько раз на протяжении всего ноября. В некоторых случаях накрутки превысили 55%.

Например, с 20 по 30 ноября 2022 года стоимость набора PlayStation у одного продавца на площадке выросла с 54 тыс. до 84 тыс. руб. И наивысшая цена пришлась на 28 ноября, «киберпонедельник», когда именно онлайн-продавцы должны давать лучшие скидки.

Как россияне проиграли «черным пятницам» и «киберпонедельнику»Фото: NEWS.ru

Другой продавец предлагал куклу модной у детей серии Enchantimals за 490–584 руб., хотя сентябрьская цена составляла 452 руб. Третий поднял стоимость премиальной лежанки для животных с 12 377 руб. в октябре до 14 140 руб. в ноябре.

Портал NEWS.ru также поговорил с несколькими покупателями, которые отслеживают скидки на товары и в других магазинах. Выяснилось, что далеко не у каждого продавца сезон распродаж стал выгодным в этом ноябре.

Я не первый год заранее смотрю цены на товары, которые хочу приобрести во время акции «Черная пятница». В этот раз хотела разжиться роботом-пылесосом и кухонным комбайном. Не купила в результате ничего: заявленные везде скидки в 50–70% на нужные мне товары на деле оказались фикцией. Пылесос и комбайн в течение всего ноября стоили на 15% больше, чем в октябре! В саму «черную пятницу» один магазин и вовсе сделал накрутку в 35%, — делится с NEWS.ru Ольга Б. из Санкт-Петербурга.

Михаил М. из Домодедово все-таки купил товар по акции, но потратил на его поиски три полных дня. По его словам, он принципиально хотел найти в «Черную пятницу» PlayStation по наиболее выгодной цене. На деле в 12 магазинах стоимость была завышена по сравнению с октябрем минимум на 5%.

Независимый маркетолог Алексей Матлаков предупреждает: к скидкам в магазинах нужно относиться внимательнее.

Важно понимать, что бывают честные и нечестные акции. Честные, когда магазин хочет, чтобы люди познакомились с его продукцией, и тут действительно можно приобрести что-то со скидкой. Нечестные распродажи предполагают предварительное завышение цены товара и снижение ее в момент распродажи. Более того, некоторые магазины не меняют цену товара, а просто пишут, что раньше она была выше, — объясняет эксперт.

Как россияне проиграли «черным пятницам» и «киберпонедельнику»Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Расходы на нервы

Как выяснил портал NEWS.ru, из-за постоянного продления скидочных дней ретейлеры в какой-то момент перестали справляться с наплывом заказов. Сразу несколько клиентов Wildberries и Ozon пожаловались NEWS.ru на проблемы с доставкой.

Мою доставку в Ozon переносили четыре раза, в итоге доставив мне товар в помятом виде спустя две недели от назначенной даты. Это был подарок, который очень хотел племянник, поэтому я согласилась подождать. Но от помятого товара мне пришлось отказаться и приобрести то же самое дороже, но уже в другом месте. Результат подарок вручен спустя неделю после дня рождения. Никакая скидка не стоит такого отношения, — говорит Елена К. из Твери.

Вадим С. из Москвы тоже заказал на Ozon игрушку своему ребенку. Доставку переносили пять раз, в итоге маркетплейс отменил ее сам и вернул деньги.

У Ольги Б. из Санкт-Петербурга сложилась похожая ситуация с Wildberries — обещанный в начале ноября товар был доставлен только в конце месяца. При этом внутри посылки были не все заказанные товары. Ольга оформила возврат. При попытке перезаказать некоторые позиции оказалось, что они уже стоят в два-три раза дороже.

Григорий И. из Москвы и вовсе заказывал платную экспресс-доставку. Его заказ потеряли.

Поздним вечером у меня сломалась зарядка от компьютера, и я заказал ее в Ozon с доставкой за час, доплатив за эту услугу. В приложении отмечалось, что мне привезут товар до полуночи. В итоге его даже не передали курьеру, а на следующий день отметили в приложении как успешную доставку. В техподдержке мне никто не помог, а самостоятельный розыск показал, что посылку курьеру и вовсе не вручили. Деньги мне вернули, но неприятный осадок остался, — рассказал Григорий.

Лучший способ сэкономить в сезон распродаж — ничего не покупать, считает маркетолог Алексей Матлаков. Ведь часто мотивом для покупки становится удовольствие от того, что человек «сломал систему». Но иногда покупатель может обнаружить на следующий день, что выгодно купил... кучу абсолютно ненужного барахла.

После публикации материала в пресс-службе Ozon заявили, что информация о массовых жалобах и сбоях в работе IT и логистических систем не соответствует действительности.

Из-за ажиотажного спроса и большой нагрузки на логистику в период распродаж сроки доставки могут быть дольше обычного. Это нормально в период высокого сезона в онлайн-коммерции. При этом мы всегда информируем клиентов, если по каким-то причинам заказ задерживается.
Статусы заказов для клиентов отображаются корректно
, — утверждают в компании.