Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и ЕАБР вместе профинансируют ключевой этап строительства Северного широтного хода (СШХ), они выделят кредит на 97,2 млрд рублей. Ещё месяц назад Сбербанк и остальные банки в консорциуме с ВЭБом конкурировали между собой, однако заявки Сбербанка и синдиката решено объединить, пишут «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники.
Проект строительства Северного широтного хода реализуется в форме концессии. Соответствующее соглашение заключено между государством в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта и специально созданного ООО «Северный широтный ход».
Предполагается, что основные участники проекта — РЖД, «Газпром» и правительство ЯНАО — финансируют объекты собственной существующей инфраструктуры, сообщал ранее «Прайм». Строительство же новых объектов будет идти с привлечением средств частных инвесторов и господдержки на основании концессионной схемы.
В начале октября была подписана концессия на строительство части проекта, ж. д. линии «Обская — Салехард — Надым». Её стоимость, по данным «Ведомостей», составила 113 млрд рублей. Концессионная часть (средства инвесторов и господдержка) составила 12,7 млрд рублей. Оставшуюся основную часть средств — 97,2 млрд рублей — планировалось привлечь в банках.
Позднее заявки на финансирование проекта подали Сбербанк, ВТБ, а также синдикат банков с участием ВТБ, ВЭБа, Евразийского банка развития (ЕАБР) и Газпромбанка.
ВЭБ подавал предложение на участие в реализации проекта в качестве финансового партнера в составе синдиката. ВЭБ готов работать в тесном партнерстве с коммерческими банками, рассказывает представитель ВЭБа, не отвечая на вопрос News.ru о выборе банков для финансирования СШХ. Остальные банки и ООО «Северный широтный ход» проигнорировали запросы News.ru.
Эскапада Клепача
Реализация проекта стала поводом для небольшого медийного инцидента. Выступая на конференции «Российские регионы в фокусе перемен», зампред правления ВЭБа Андрей Клепач неоднозначно прокомментировал строительство СШХ.
«Окромя вывоза сжиженного газа и пугания оленей, на людях это (строительство СШХ. — Ред.) никак не скажется. Скорее, даже наоборот. Деньги, которые туда "Газпром" и РЖД инвестируют, собраны с других регионов», — цитирует слова Клепача «Прайм».
Это высказывание было широко растиражировано СМИ. Главному экономисту ВЭБа пришлось оправдываться: позднее он пояснил журналистам, что имел в виду удалённость магистрали от людей.
«Железная дорога пройдёт по территории, где людей практически нет, но есть олени», — уточнил свою мысль Клепач.
Он также охарактеризовал Северный широтный ход как хороший и необходимый проект. Однако не преминул отметить, что, несмотря на своё глобальное значение, СШХ связан с интересами ограниченного круга компаний: «Новатэка», «Газпрома» и «Роснефти».
Региональные игроки оценили подобные высказывания как «ревность». Уральские СМИ со ссылкой на источники в правительстве ЯНАО писали о том, что ВЭБ упустил возможность заработать на кредитовании инвестпроекта. Медийная полемика развернулась незадолго до публичного раскрытия решения о том, какие банки прокредитуют строительство.
Ход по-крупному
Северный широтный ход — один из крупнейших в России транспортных инвестиционных проектов. Он подразумевает строительство железнодорожной магистрали на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Предполагается, что магистраль свяжет Северную и Свердловскую железнодорожные ветки с ямальским городом Лабытнанги (расположен недалеко от столицы округа Салехарда). Северная ветка этой магистрали после постройки свяжет Бованенковское месторождение «Газпрома» с морским портом Сабетта. Таким образом, уральские товаропроизводители получат сквозной доступ к Северному морскому пути.
Общая протяжённость железнодорожной инфраструктуры — около 700 км, с учётом подходов — 2,35 тыс. км. Сроки реализации проекта — с 2019 по 2023 годы. Общая стоимость оценивается ориентировочно в 260 млрд рублей. Прогнозируемый объём перевозок — 23,9 млн тонн (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы).