ЦБ Кипра предписал местным кредитным организациям закрыть счета офшорных компаний, которые учреждены в низконалоговых юрисдикциях. Речь идёт в первую очередь о таких популярных «направлениях», как Сейшелы, Белиз и Британские Виргинские острова.

Согласно новым требованиям, необходимо полностью обосновывать источники средств конечных бенефициаров. Местные банки начали закрывать подобные счета с 4 июня. Не исключено, что это произошло под давлением Вашингтона: в мае чиновники американского Министерства финансов провели встречи с топ-менеджментом ЦБ Кипра. Аналогичная ситуация наблюдалась в Латвии, результатом чего стало закрытие латвийского банка ABLV. Как обстоят дела с офшорами сейчас — выяснял News.ru.

Это странное место — офшоры

Офшоры всегда были призваны создать особые условия ведения бизнеса для иностранного капитала. Компании реагировали на низкие и даже околонулевые налоги как бык на красную тряпку тореадора. Ведь возможность скрыть настоящих владельцев и руководствоваться простыми и понятными правилами корпоративной отчётности всегда привлекала предпринимателей.

Но если говорить о Кипре, то напрямую назвать его офшором сейчас уже сложно. После налоговой реформы и вступления в ЕС компании государства, по большому счёту, потеряли статус офшоров. Сейчас Кипр может предложить лишь низкие корпоративные налоги.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

После начала действия антироссийских санкций число российских клиентов на Кипре неуклонно сокращается. Так, по официальным данным, за полные два года с 2015-го число российских и украинских клиентов в Bank of Cyprus сократилось на 60%. А объём депозитов клиентов из РФ и с Украины составлял на конец прошлого года всего лишь 8,34% от общего объёма средств кипрского банка.

Фото: Global Look Press/Xinhua/Xu Cong

Как такового единого списка офшорных зон нет. А контроль за ними осуществляют МВФ и регуляторы различных стран. Компании, ставшие офшорными, переносят туда свой капитал. Общий объём средств, который прокручивается через офшоры, достигает, по экспертным отметкам, триллионов долларов.

Европейский регион обладает высоким статусом, поэтому стоимость содержания офшора может достигать десятков тысяч долларов в год. Именно поэтому офшоры уходят подальше и прячутся на карте мира так далеко, что без подсказки многие из них просто не найти.

Борьба с ветряными мельницами

При этом с деятельностью офшоров иностранные государства продолжают неустанно бороться. Так, США и так называемая организация G5, в которую входят Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция, приняли на себя обязательства по автоматическому обмену налоговой информацией на основании американского формата в соответствии с FATCA. Позже к ним присоединились Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Гибралтар и другие.

Ситуация с Кипром — часть глобальной политики Вашингтона. Ведь Дональду Трампу так сладостна мысль, что США станут единственной юрисдикцией, где деньги будут жить с комфортом и гарантией безопасности.

Из России по итогам прошлого года было выведено более 42 млрд долларов, а всего на офшорных счетах хранится около 1,2 трлн долларов. Отметим, что конечных данных нет, эти цифры могут только объяснить всю катастрофичность проблемы.

«За 2017 год из России в офшоры утекло 42 млрд долларов или 2,5 трлн рублей. Это на 15% больше, чем федеральный бюджет потратил за год на поддержку национальной экономики, и вдвое превышает сумму, выделенную на образование и здравоохранение вместе взятые», — говорится в сообщении Банка России. И главным магнитом для российских денег остается именно Кипр.

И если вывести деньги из страны становится с каждым днём всё сложнее, то вернуть их — задача на порядок труднее. Государству нужно работать над проблемой повышения доверия граждан к законодательству, судебной системе, финансовым институтам и т.д. Необходимо вспомнить и программу по амнистии капитала. Собственно, Россия идёт по этому пути. Решение придёт, но на это нужны годы и даже десятилетия.

Владимир Рожанковский, эксперт Международного финансового центра:

— Ситуация с российскими счетами на Кипре – незавидная. Кипр является участником зоны евро и по этой причине вынужден подчиняться жёстким предписаниям ЕЦБ в плане прозрачности счетов и, с недавнего времени, повышенных требований к определению происхождения капитала его владельцев. Общая ситуация с офшорами в зоне наиболее стабильных мировых валют — доллара США, евро и британского фунта — в достаточной мере унифицирована, и вряд ли здесь имеет смысл говорить о существенных различиях в общем подходе, который мог бы позволить одной категории офшоров переманивать капиталы от других, более жёстких в плане исполнения требований, конкурентов. В этом плане из перечисленных выше юрисдикций интерес могут вызвать только те, которые имеют свою собственную валюту и не входят ни в какие внешние финансово-экономические блоки — например, Сейшелы. В Европе сейчас ведут неравную борьбу с пан-европейскими регуляторами, отстаивая своё право на банковскую тайну, Швейцария, Люксембург и Гернси. Однако из-за новых жёстких политических реалий — в первую очередь требований США исполнять санкционные предписания — борьба эта, увы, будет в скором времени проиграна. Проиграна совсем не по финансово-регуляторным причинам.

Михаил Грачёв, финансовый консультант ООО «ТелетрейдБел»:

— Власти закрывают не все счета компаний, зарегистрированных в офшорах, но только тех, которые не ведут фактической хозяйственной деятельности на территории Кипра. То есть если компания зарегистрирована даже, скажем, в Лондоне, но на Кипре нет даже стола в офисе, такой компании будет отказано в открытии счёта. Направлено ли это против «серых» российских денег? Скорее всего, это часть глобальной политики США, которые пытаются зачистить офшоры как финансовый институт вообще и представить Соединённые Штаты как единственную юрисдикцию, где деньгам будет обеспечен полный комфорт. Вообще, борьба с офшорами идёт по всему фронту, и Минфин США не одинок в своём стремлении вернуть деньги на родину. Сколько денег хранится в офшорах и какой «национальности», подсчитать практически невозможно (на то они и офшоры), и Россия не исключение. В целом в 2017 году из России было выведено, по косвенным оценкам, более 30 млрд долларов. Всего на счетах хранится более 1,2 трлн долларов. Это приблизительные оценки, но они позволяют оценить масштаб проблемы. Вернуть деньги в страну можно только одним способом — повышением доверия к национальным государственным институтам.

Мария Сальникова, ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс»:

— Наблюдается динамика сокращения количества российских клиентов на Кипре. Объём депозитов, принадлежащих частным лицам и компаниям России и Украины, на конец 2017 года составлял всего 8,34% от общего объёма средств в Bank of Cyprus. Конечно, нововведение о закрытии всех счетов офшорных компаний можно назвать неожиданностью, но при условии, что банковский сектор Кипра уже однажды подводил юрлиц, а также учитывая тот факт, что Кипр вторым после Латвии идёт на эти меры, можно сказать, что создаётся тенденция. Далее стоит более аккуратно планировать сотрудничество с национальными банковскими системами. Рассматривая зарубежный формат хранения средств как риск, а не возможность. Стоит отметить, что при таких условиях может вырасти спрос на криптовалюты. И уже в ближайшее время динамика рынка криптовалют порадует новыми всплесками покупательской активности.

Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари»:

— В России работает программа по амнистии капитала, которая призвана заинтересовать владельцев офшорных средств и активов к возвращению на родину. Кроме того, работают прежние рамки надзора за выходом капитала, в том числе и в офшорные зоны. Однако бизнесу, работающему с иностранными компаниями, зачастую офшорные счета нужны жизненно — для быстрых переводов средств или расчётов, чтобы не ждать исполнения финансовых приказов внутри России. Закрытие на Кипре счетов, не использующихся для реальных расчётов, носит совершенно нейтральный характер для сектора и владельцев других счетов. Это можно было и не анонсировать, но после того как регулятор CySec посоветовал кипрским банкам быть осторожнее с любыми сомнительными счетами, каждое из банковских решений привлекает внимание.