В 2025 году автостраховщики намерены узаконить ряд предложений: увеличить срок восстановительного ремонта, разрешить использовать б/у запчасти и повысить размер выплат по ОСАГО. О том, как планируемые новации скажутся на страховании, увеличится ли стоимость полиса и с какими проблемами водители сталкиваются уже сейчас, в интервью NEWS.ru рассказал экс-депутат, создатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
На что жалуются страховые компании
— Судя по всему, ОСАГО дальше будет только дорожать. Но многие жалуются на проблемы как с выплатами (слишком маленькие), так и с ремонтом — прописанные в законе правила подбора СТО и качества работы легко обходятся. Где пробуксовывает система автострахования?
— Чтобы это понять, объясню, что такое вообще ОСАГО и для чего оно существует. Российская система автострахования была создана на основе французской модели. Задача была — стимулировать законопослушный образ поведения на дороге. То есть это не экономический проект, созданный для дополнительного заработка страховых компаний, а социальный, призванный благотворно отразиться на дорожной безопасности. Между тем страховщики воспринимают ОСАГО как бизнес. Их задача — собрать с автомобилистов как можно больше денег и заплатить как можно меньше.
— Но бонусы-то все же есть. Могу сравнить, к примеру, стоимость своего полиса (большой стаж за рулем и безаварийная езда) и новичка, у которого были легкие ДТП. Разница — в семь раз!
— И тем не менее. Смотрите, как только возникло ОСАГО, страховщики начали причитать, что они разорятся, что это невыгодно… Каждый год одно и то же. Между тем за 22 года существования ОСАГО они давно уже накопили приличный подкожный жир. Только за первый — 2004-й — год действия закона об ОСАГО Российский союз автостраховщиков (РСА) собрал 48,4 млрд рублей, из которых более 1,5 млрд предназначались для выплат компенсаций.
Несколько лет назад, когда я работал депутатом, на круглых столах звучала уже цифра в 226 млрд рублей — доходы страховщиков. Это понятно: в ДТП попадает, грубо говоря, один из ста автомобилистов, но 99-то ведь тоже заплатили за полис… Чистейшая сверхприбыль. Так почему бы тогда не сделать хотя бы часть ОСАГО бесплатными? Например, если у человека есть каско, то ОСАГО страховая компания ему просто дарит. Так, кстати, и делали в первые годы после введения закона.
— Но ведь выплата по страховке гораздо больше, чем стоимость полиса, так что и впрямь все это может оказаться в итоге не так уж и прибыльно.
— В статье 21 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (№ 40-ФЗ), который был принят 25 апреля 2002 года, зафиксировано требование о минимальном (!) уровне выплат от собранных страховщиками средств — это 77%. Но по факту автостраховщики в разные годы выплачивали от 52% до 68% и никогда не дотягивали даже до 70%. То есть у них ежегодно накапливаются вполне приличные излишки — сверхприбыль, но они продолжают плакать горючими слезами о том, что якобы терпят убытки…

На что жалуются водители
— Тем не менее выплаты по ОСАГО за последние годы все же повысились. В 2022-м они составили 159,8 млрд рублей, что на 11,3% больше, чем в 2021-м. Кстати, были ли среди них выплаты пострадавшим в ДТП пешеходам и пассажирам?
— По закону и пассажиры, и пешеходы, пострадавшие в ДТП, действительно имеют право на компенсацию. Но в реальности таких случаев не так уж много. Дело в том, что для получения этой компенсации надо собрать документы чуть ли не от Куликовской битвы. И если отсутствует хоть одна бумажка, выплату не получить. Кроме того, физический ущерб выплачивают небольшой. В общем, обычному, юридически неподкованному человеку потребуется масса времени и железные нервы, чтобы добиться своего. А услуги автоюристов стоят дорого…
— Сейчас собираются ограничить количество водителей, вписанных в полис ОСАГО. Полезная новация?
— Не думаю, что она что-то изменит кардинально. Я бы посоветовал законодателям подумать о другом. Сегодня, если вписанный в твоем полисе человек попал в ДТП (даже если это случилось в другом городе и на другой машине), стоимость полиса для тебя в следующем году увеличится.
Самое печальное, что многие пункты страхового законодательства построены таким образом, чтобы дать преимущество страховщикам, а не гражданам.
Любопытная деталь. В 2018-м Генпрокуратура провела проверку страхового сектора в 34 регионах и выявила свыше 2600 нарушений закона, в том числе необоснованные отказы в выплатах компенсаций и несоблюдение сроков перечисления средств. Кроме того, было зарегистрировано более 5000 преступлений, жалобы граждан на рынке ОСАГО и т. д. При этом, как отмечалось в отчете Генпрокуратуры, кураторы от ЦБ оставляли жалобы граждан без внимания, поэтому проверяющие признали недостаточным надзор со стороны Банка России, а недостатки в работе страховщиков — системными.

Что выбрать — ремонт или деньги
— Многие жалуются, что выплат по ОСАГО не хватает на ремонты, а автосервисы, куда направляют пострадавших, часто их не устраивают качеством работы. Что-то меняется в этом смысле?
— Очень немногое. Действительно, стало меньше поддельных полисов ОСАГО, поскольку ввели электронный регистр и каждый полис регистрируется в базе. И вы правы, что слегка повысились выплаты. Однако они все равно невелики. Между тем страховая должна платить столько, чтобы не возникало ситуации, когда человек должен добирать разницу, обращаясь в суд.
А что касается ремонта… По закону вы можете написать жалобу на некачественный ремонт и потребовать исправить ситуацию, сами выбрать СТО из списка тех, с кем работает ваша страховая (их список должен быть опубликован на сайте страховой). Опять же, на ремонтные работы должна быть гарантия. И выплата неустоек, если срок выполнения нарушен… Но многие ли водители могут похвастаться тем, что все это им оказалось доступно?
— А кто утверждает список СТО, с которыми страховая заключает договор на ремонт застрахованных авто?
— Страховая сама определяет списки и подает их в ЦБ для утверждения. В любом случае это вечная проблема цены и качества во взаимоотношениях со страховыми компаниями.
— Однако всем известно: если машина старая, то лучше выбирать ремонт, так как деньгами получишь минимум, особенно с учетом износа деталей. Тут-то что могут сэкономить страховые?
— Не скажите, тут огромное поле деятельности. Есть, к примеру, оригинальные лобовые стекла, а есть те, что выпускают другие страны. Они подходят для разных моделей, абсолютно идентичны оригинальным, но стоят в разы дешевле… И откуда владелец авто узнает, что ему поставили?
— Так ему должны предоставить перечень работ и деталей и получить разрешение на установку неоригинальных запчастей…
— Далеко не всегда это исполняется, уверяю вас.

Что нужно изменить в автостраховании
— Но ведь есть гарантия СТО и право владельца авто пожаловаться на некачественный ремонт. Мне кажется, именно для того, чтобы изменить ситуацию, в нынешнем году денежную компенсацию стало труднее получить, чем ремонт, разве нет?
— Мне представляется, что все это разовые решения, а тут нужны системные. Ведь и в каско немало нарушений. Например, когда человек покупает полис каско, он же не все читает, а там мелким шрифтом иногда прописывают такие условия, что вполне может случиться так, что человек останется еще и должен страховой…
Договоры должны быть унифицированы, введены единые стандарты и требования. Вообще, неплохо бы навести порядок не только в сфере страхования, но и штрафов.
Смотрите, что сейчас произошло. С 1 января 2025-го ввели новую шкалу штрафов — их размер повысили, а скидку за быструю оплату понизили. Многие штрафы в итоге выросли в 1,5 раза. Например, самое массовое нарушение — превышение скорости на 20–40 км/ч. С 500 рублей штраф за него увеличили до 750 рублей. Причем, если раньше, пользуясь скидкой, можно было заплатить 250, теперь со скидкой получится 562,5 рубля. Но, думаю, власти хотели собрать больше денег, а соберут меньше.
Это я в свое время пробил в законодательство скидку в 50%, и собираемость штрафов сразу увеличилась. Между тем правительство тогда было против. Но меня поддержал думский комитет, и нам в итоге удалось внедрить эту норму.
Кстати, я делал запрос в МВД: есть ли динамика роста ДТП в связи с превышением скорости на 20–40 км/ч? Мне ответили: нет, хотя это, повторю, самое частое нарушение. Так что, уверен, нынешнее повышение — исключительно ради того, чтобы получить с водителей больше денег, а не ради совершенствования системы наказания за нарушения. Другими словами, автомобилисты снова — новая нефть.
Читайте также:
Цены на бензин взлетели до максимума: сколько он будет стоить летом 2025-го
Россиян заставят платить за воду в 10 раз больше? В чем дело, кого коснется
«Нам плохо из-за политики ЦБ»: депутат о тарифах ЖКХ, соцвыплатах и ипотеке