Власти Саратовской области прорабатывают вопрос отсрочки договорных обязательств крупнейшего в России производителя троллейбусов — ЗАО «Тролза», находящегося в простое. Об этом сообщили в секретариате первого зампреда регионального правительства Вадима Ойкина.

Для поддержки завода со стороны правительства области оказывается содействие в подписании мирового соглашения с ПАО «БМ-банк» (который через суд собирается взыскать с предприятия 1 млрд рублей. — News.ru) об отсрочке договорных платежей и возобновлении работ по кредитованию в коммерческих банках, — цитирует сообщение «Прайм».

Кроме этого, обсуждается вопрос запуска производства для выполнения контракта на поставку троллейбусов в Севастополь, в том числе с привлечением стороннего инвестора. Для этого необходимо урегулировать ситуацию со штрафными санкциями за несвоевременные поставки и согласовать сроки реализации договора с ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Соответствующие обращения областные чиновники направили в ГТЛК, Минпромторг и Минтранс.

Также саратовские власти вместе с нынешними владельцами ЗАО «Тролза» ведут переговоры по привлечению «эффективного инвестора и собственника».

Ранее соучредитель ЗАО «Тролза» Владислав Буров заявил, что в производство за последнее время было вложено более 1,5 млрд рублей, которые пошли на расширение модельного ряда. По словам Бурова, точка безубыточности завода после оптимизации составляет 200 машин в год, но для запуска цикла не хватает оборотных средств. При этом в последние годы предприятие покрывало указанную норму выработки. Так, в 2017 году завод произвёл 143 электробуса с динамической подзарядкой и 127 троллейбусов, а в 2016 году — 35 и 188 соответственно .

До этого саратовский завод как потенциальную площадку для производства электробусов рассматривали в ПАО «КамАЗ», но, как заявил 18 апреля глава входящей в «Ростех» компании Сергей Когогин, переговоры о возможности покупки «Тролзы» были прекращены из-за долговых обязательств.

В январе 2019 года «Тролза» не смогла заключить контракт со столичной мэрией на 6,5 млрд на поставку партии электробусов. Заказ на поставку 100 машин и 36 зарядных станций достался ПАО «КамАЗ». Это стал третий по счёту контракт Москвы по закупке электробусов. В 2018 году соглашения были также заключены с ПАО «КамАЗ» и «Группой ГАЗ».

До 2016 года продукцию троллейбусного завода из Саратовской области приобретала Москва, но в итоге столичная мэрия пришла к выводу, что троллейбусы и электробусы «Тролзы» их не устраивают.

Скрутки проводов, с которыми приходят даже новые машины, вызывают ужас, равно как и вручную окрашенные кузова, ржавеющие через несколько лет, неудобные для ремонта аккумуляторы и многое другое,— заявлял глава ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов в интервью «Российской газете».

В итоге, «Мосгортранс» был вынужден открыть производство собственных троллейбусов на столичном заводе СВАРЗ.

По информации издания «Бизнес-Вектор», «Тролза» относится к группе компаний «Букет», чьи саратовские организации за последнее время попадали в поле зрения силовиков. В феврале ФСБ проводила обыски в компаниях группы «Русагро», к которым с недавних пор относятся предприятия холдинга «Солнечные продукты» — ключевого актива «Букета».

Силовики утверждали, что обыски с выемкой документов проводятся в рамках выявления фактов уклонения от налогов, — говорилось в публикации.

Сотрудников ФСБ интересовал и другой актив «Букета» — НВК-банк, а именно документы по его клиентам, претендовавших на налоговые вычеты и пользовавшихся правом заявления нулевых ставок по НДС.

В марте по подозрению в даче взятки был задержан гендиректор «Тролзы» Иван Котовицкий. По версии следствия, он якобы дал 3 млн рублей сотруднице ФНС, которая уже два года не работает в налоговых органах. За что конкретно полагалось вознаграждение, неизвестно.

По данным саратовского агентства «Свободные новости», к холдингу «Солнечные продукты» несколько лет назад имел отношение спикер Госдумы Вячеслав Володин, но с 2007 года им владеет Владислав Буров. Кроме этого, по данным издания, к близким к «Букету» компаниям якобы имеет отношения мать политика Лидия Барабанова.

Некоторые наблюдатели склонны видеть в происходящем политическую подоплёку. Как считает саратовский политолог Александр Пантелеев, интерес силовиков к группе «Букет» — «это целенаправленная дискредитация Вячеслава Володина» и «борьба за власть». Есть и те, кто видит в кризисе интересы неких «конечных бенефициаров». Telegram-канал «Мастер пера» недавно обратил внимание на предложение депутата Госдумы Николая Панкова (с давних пор считающегося близким соратником Володина) передать «Тролзу» государству.

Под «передачей» акций следует понимать продажу, причём явно не по бросовой цене, а так, чтобы конечные бенефициары были довольны, — предполагает автор канала.

Как писал ранее News.ru, 1 марта в Центр занятости населения города Энгельса Саратовской области поступило уведомление о возможном высвобождении 500 работников ЗАО «Тролза» с 3 июня 2019 года. В феврале из-за отсутствия заказов коллектив завода был отправлен в вынужденные отпуска, позднее на предприятии был установлен режим простоя для 440 сотрудников. Рабочие предприятия неоднократно устраивали митинги протеста. На акции, состоявшейся 20 апреля, лидер профсоюзной организации компании Людмила Букина сообщила, что «через два месяца завода может не быть».