Русский рэп литературен. Или, выражаясь научным языком, литературоцентричен. Его следует воспринимать, прежде всего, как литературный жанр, в контексте отечественной словесности. В русском рэпе мы найдем все главные темы классической русской литературы: смерть и любовь, война и мир, свобода и власть и т.д. Как выразился один из самых литературных отечественных рэперов, который к тому же является еще и замечательным поэтом, автор и исполнитель песен группы «Записки Неизвестного» Владимир Журавль, все его песни — «о женщине, о страсти, о Боге да о смерти».
Вопрос о связи русского рэпа с русской поэзией остается открытым, хотя многие (как среди исследователей рэпа, так и среди самих рэперов) разводят их в разные стороны. Однако популярный писатель Дмитрий Быков в своей лекции, посвященной рэпу, расшифровал аббревиатуру РЭП так: русская ритмическая поэзия. Но Дмитрий Львович Быков здесь не первый. Алексей Грюндиг, фронтмен легендарной рэп-группы «Рабы Лампы», первым сказал, что «рэп — это прежде всего поэзия». Многие его коллеги по цеху с ним солидарны.

Среди рэперов это отдельная тема для выяснений отношений: кто подлинный поэт, а кто нет (подобно тому как в американских гетто рэперы выясняли, кто из них настоящий гэнста-рэпер). На рэп-баттле между двумя популярными рэперами, Оксимироном и ST, каждый из которых претендует не только на звание МС (то есть мастера слова), но и на статус поэта, первый выдал список рэперов, которых он считает поэтами. Среди рэперов там затесались и настоящие поэты:
Вот Гумилев, Кобейн, Вейон, Лотреамон, Егор Летов и Блок
Никонов Лёха плюс Эрик Старков, ППР, Кровосток, АТL и Loc-Dog —
Это — поэты. Сила и свет — в них это есть, а в тебе, увы, нет
Ты с выраженьем читаешь куплеты — всем ..... [пофиг] на это, ведь ты не поэт
Как видим, здесь вместе с Николаем Гумилевым и Егором Летовым (без сомнения, великим русскими поэтами) и Лёхой Никоновым (к которому как к русскому поэту следует относиться с долей скепсиса) идут русские рэперы Loc-Dog, Кровосток и ATL. О себе самом, кстати, Оксимирон при этом сказал, что он «третьесортный поэт, но первоклассный ЭмСи».
Однако помимо вопроса о том, является ли русский рэп поэзией или нет, есть еще не менее интересный вопрос о том, как в нем отражаются классические темы русской литературы.

Это связано как с частными цитатами и конкретными аллюзиями на классиков, так и с настоящей преемственностью в темах и вопросах. Вот, например, группа 25/17, которая относится сейчас к рэп-сцене настолько же, насколько и к рок-сцене. В припеве песни «Восток» мы слышим цитату из Андрея Платонова «Прекрасный и яростный мир». В творчестве группы присутствуют и другие платоновские мотивы. Вот строки из песни «ТХАП» (расшифровка аббревиатуры: Так Хорошо что Аж Плохо), которые как будто взяты из прозы Андрея Платонова и конвертированы в рэп-формат:
Эта земля живая: кости, мышцы, нервы,
В неё вгрызались стальные тигры и пантеры
И те поля за речкой — их до сих пор не пашут
На них травою к небу взошел дед Паша
Немало платоновских и достоевских мотивов в творчестве группы «Записки неизвестного». Композиция второго студийного альбома группы «Человек без времени» выстроена так, что каждой песне предшествует отрывок из «Записок из подполья» Достоевского. Его «проклятые вопросы» проходят сквозь все творчество группы красной нитью:
В трактире с Богом ботаю по фене селяви,
Наученный поэмой Карамазова Ивана
Это выражение — «наученный поэмой Крамазова Ивана» — характеризует все творчество группы «Записки Неизвестного», и конкретно автора и исполнителя песен группы Владимира Журавля. Вот собственно карамазовский отрывок из песни:
Скажи, зачем негрешной каплей кровушки младенца
Недолгая история сынов земли красна?
— Война, мой друг, — ответствует всевышнее судейство,
— Роскошная материя для кинополотна!
Достоевскому посвящена песня рэпера Артема Саграды (группа «Соль Земли») «Идиот», где биография нашего великого литератора и философа переплетается с историями его героев, от каторжан Мертвого дома до князя Мышкина:
Поручик Достоевский узнает свой народ,
Тот, кто идет этой дорогой, для мира идиот
Платонов и Достоевский, конечно, не единственные авторы, которые, по выражению Мишеля Фуко, становятся трансдискурсивными для русского рэпа. Из великих можно вспомнить еще Леонида Леонова.
В 2016-ом году вышел совместный альбом рэпера РИЧа и писателя Захара Прилепина «На океан». Название альбома отсылает к известному роману Леонова «Дорога на Океан». То, что целый рэп-альбом выстроен вокруг литературного произведения, да еще и записан совместно с писателем, это еще полдела. Сам РИЧ — это, пожалуй, один из самых литературных рэперов у нас. Собственно, он проходит по рэперскому ведомству настолько же, насколько по литературному. РИЧ то и дело обращается к отечественным и европейским литературным именам, но это не просто случайные ссылки (как, например, у рэп-группы «Макулатура», у которой на один квадратный сантиметр рэп-текста — десятки случайных имен: от Кафки и Камю до Газданова и Рембо), РИЧ актуализирует классические для русской литературы темы и сюжеты, «проклятые вопросы» о Боге, свободе, человеке и мире, полном страданий и боли.
Можно сказать, что рэп РИЧа сам по себе представляет литературный феномен. Отсюда и такой интерес к РИЧу со стороны интеллектуалов. Рецензии и отзывы о рэпе РИЧа пишут и философы, и литературные критики, и литераторы. Захар Прилепин, например, который не только пишет о рэпе РИЧа, но и пишет рэп вместе с РИЧем.
Рэперы создают и литературу в строгом смысле слова. Так, краснодарский рэпер Нигатив (группа «Триада») написал детектив «Астрологический суд». В ЖЖ (Live Journal) фронтмена группы 25/17 Андрея Бледного мы встретим массу художественных набросков мемуарного характера. Молодой рэпер Мэйти недавно выпустил книгу своих стихов. Поэт и рэпер Владимир Журавль выпускает уже не первую поэтическую книгу, а в этом году он даже получил премию «Серебряное перо России» за гражданскую лирику.
Тема «русский рэп и русская литература» открыта и ждет своих исследователей.