Новейшая планирующая авиабомба «Дрель» будет запущена в серийное производство в 2024 году, сообщили в государственной корпорации «Ростех». Согласно заявлению компании, боеприпас успешно завершил все испытания. Как он будет применяться, какие у него характеристики и в чем его отличия от аналогов, разбирался NEWS.ru.
Впервые об испытаниях планирующей бомбовой кассеты ПБК-500У СПБЭ-К «Дрель» было объявлено в 2016 году. Тогда об этом сообщил гендиректор компании, разрабатывающей бомбу, — НПО «Базальт» — Владимир Порхачев.
В свою очередь, Сергей Русаков, гендиректор концерна «Техмаш», в который входит НПО-разработчик, заявлял, что испытания боеприпаса завершатся в 2016 году. Однако этого так и не произошло.
Позднее сроки неоднократно переносили. Так, «Дрель» должны были принять на вооружение в 2018, потом в 2019 и 2021 году. Однако тестирование изделия было завершено лишь сейчас.
10 января государственная корпорация «Ростех» сообщила, что авиабомба «Дрель» будет запущена в серийное производство в 2024 году. Такое решение было принято после успешного прохождения боеприпасом всех определенных Минобороны испытаний.
Ранее СМИ сообщали, что «Дрель» весит 540 кг и несет 15 боевых элементов кассетного заряда. Часть из них может быть предназначена для уничтожения военной техники, в том числе вражеской ПВО, а другая часть — для ударов по укрепленным сооружениям.
«Дрель» — планирующая бомба. После сброса с самолета она с помощью выдвижных крыльев и аэродинамического руля выходит в заданную точку. Целевые координаты указываются с помощью системы ГЛОНАСС.
Эта авиабомба обладает системой распознавания «свой-чужой». Это позволяет ей действовать, даже когда рядом с объектом, который нужно поразить, находятся союзные силы. Кроме того, «Дрель» при применении против бронетехники, например танков, способна выбирать в качестве точки попадания наименее защищенную часть машины.
Новейшая планирующая авиабомба имеет более высокую точность, чем «неуправляемые» боеприпасы, рассказал NEWS.ru военный эксперт Александр Артамонов.
«Преимущество „Дрели“ в том, что у нее более высокая точность, чем у обычных боеприпасов. Однако это не совсем планирующая бомба. Вот управляемые авиабомбы ФАБ-500 или ФАБ-1500 можно назвать планирующими в полной мере, так как у них есть соответствующие модули, с помощью которых ими можно управлять. Эффективность же „Дрели“ ограничена», — заявил Артамонов.
Военэксперт рассказал, что системы, аналогичные «Дрели», возникли еще в 1980-е годы.
«В начале 1980-х появился американский разведывательно-ударный авиационный комплекс Assault Breaker. С его помощью обнаруживались цели, а самонаводящиеся боеприпасы поражали их. „Дрель“ работает по такому же принципу. Чтобы применять ее эффективно, нужно задействовать эту бомбу против нескольких целей», — сказал Артамонов.
По мнению военного аналитика Прохора Тебина, в современном вооружении на первый план выходят возможности его промышленного производства.
«Важно то, насколько его быстро, качественно и массово можно изготавливать и насыщать им действующие на фронте соединения. А во-вторых — насколько данное изделие содействует развитию текущих сетей связи, принятия решений и нанесения ударов. То есть основной вопрос не в том, чтобы получить лучшую бомбу, а в том, чтобы получить много приемлемых изделий, и в том, чтобы сокращался временной лаг между нахождением цели и ее поражением», — заявил Тебин в беседе с NEWS.ru.
По словам эксперта, новейшую авиабомбу необходимо встроить в систему вооружений.
«„Дрель“ встроится в данную систему, если ее промышленный потенциал в плане производства будет выше, чем у существующих изделий. А если ее тактико-технические характеристики будут чуть выше, чем у существующих бомб, то это будет хорошо», — отметил Тебин.
Что касается производства «Дрели», то достаточного количества боеприпасов никогда не бывает, подчеркнул Артамонов.
«Бывает увеличившееся количество в производстве. Это философская категория. Так, промышленники скажут, что они произвели достаточно, а в армии будут отмечать их недостаток», — пояснил он.
Военный эксперт добавил, что план производства вооружений может сильно отличаться от реальных нужд армии из-за того, что вооружения поступают в войска через некоторое время после их разработки.
«С тех пор как составляется план производства того или иного типа вооружения и, собственно, сами изделия начинают поступать в войска, проходит время. Происходят изменения, и либо потребность в том или ином изделии возрастает, либо отпадает, так как появляются его более эффективные аналоги. „Дрель“ в этом случае не исключение», — подчеркнул Артамонов.
«Для создания „Дрели“ производят в том числе и детали, которые не могут быть заменены аналогичными деталями от других российских планирующих бомб. В этом смысле „Дрель“ уникальна. Вместе с тем нельзя забывать, что с промышленной точки зрения разнообразие — это плохо. Потому что чем выше унификация, тем ниже общие издержки», — заявил Тебин.
Однако, отметил аналитик , у нестандартных видов вооружения есть и преимущества.
«Вместе с тем на поле боя зачастую различные изделия лучше, чем однотипные. Потому что для однотипных изделий противнику проще выработать средства противодействия. Хоть и не всегда, конечно, это справедливо. Так что это некая палка о двух концах», — сказал Тебин.
Эксперт добавил, что для всех видов вооружений необходимо учитывать достоинства и недостатки их разнообразия. По его словам, всегда нужно ориентироваться на однотипность и унификацию вооружений для облегчения логистики, производства, уменьшения издержек, облегчения эксплуатации.
«Об этом часто пишут, что плохо иметь четыре танка, пять видов истребителей, три автомата и так далее. А с другой стороны, есть определенные нюансы в том, что в некоторых случаях лучше иметь разные изделия — с разными профилями полета, неодинаковым уровнем заметности в различных спектрах, отличающимися подходами к помехозащищенности, — чтобы усложнить противнику противодействие данным изделиям», — заключил Тебин.
Читайте также
«Шанс завершить СВО»: возьмут ли ВС РФ Авдеевку, Одессу, Киев в 2024 году
«Сложно подавить»: чем новые дроны лучше «Ланцетов», когда попадут на СВО
«Страж» границ: получит ли ВМФ уникальный гибрид корабля и подлодки