Сказать, что появления американских танков M1 Abrams в степях Украины ждали как манну небесную, значит не сказать ничего. Многие украинские «эксперты» всерьез верили, что это «чудо-оружие» изменит ход конфликта в пользу ВСУ. Однако прошло несколько месяцев, и украинские танкисты дали свою оценку американской бронетехнике.
Вообще-то, еще до недавнего интервью украинских танкистов каналу CNN многие поняли, что «Абрамсы» не являются чудо-оружием. А если называть вещи своими именами, то и танками они оказались посредственными. Может, они неплохо себя показали в 1991 году во время операции «Буря в пустыне».
Но в той войне США имели подавляющее господство в воздухе, в артиллерии, в средствах разведки и связи, и «Абрамсам» фактически оставалось лишь занимать уже зачищенную территорию. Да и противостояла западной коалиции не самая боеспособная иракская армия, которая быстро превратилась в деморализованную бегущую толпу. Однако это дало американцам повод десятилетиями называть M1 Abrams лучшим танком в мире.
Но первые же бои в зоне СВО быстро расставили все по своим местам, а весь мир увидел то, что и должен был увидеть: сгоревшие «непобедимые» «Абрамсы». Один из которых в начале мая обосновался на Поклонной горе в Москве. После такого конфуза последовал приказ убрать уцелевшие танки с передовой для «перезагрузки тактики их применения».
По мнению украинских военных, танки, которыми поделились США, абсолютно не соответствуют реалиям текущего конфликта. Как известно, американцы поставили ВСУ M1 Abrams в упрощенной комплектации, то есть без брони из обедненного урана.
Американцы опасались, что если поставить ВСУ танки с такой броней, то они могут попасть в руки российской армии, после чего российские специалисты ознакомятся с технологией бронирования. И неудивительно, что жаловались украинские танкисты именно на слабую бронезащиту M1 Abrams, из-за чего танк ценой в несколько миллионов долларов выводился из строя копеечным FPV-дроном.
Попутно выяснилось, что электропроводка американских танков из-за возникновения конденсата может коротнуть, что делает его либо ограниченно боеспособным, либо полностью не способным выполнять боевую задачу.
Раскритиковали украинцы и боекомплект танка, большую часть которого составляли бронебойные снаряды, в то время как реалии конфликта требуют фугасных. Американцы видимо рассчитывали, что «Абрамсы» будут десятками уничтожать российские танки, вспомнив «Бурю в пустыне». Но СВО — конфликт совсем иного типа. Танковые дуэли в настоящее время практически невозможны из-за засилья FPV-дронов с обеих сторон.
А вот к этой угрозе американцы, да и украинцы, отнеслись как к чему-то несущественному, за что очень быстро поплатились: из 31 переданного ВСУ «Абрамса» в боях было потеряна треть, причем значительная часть потерь произошла именно из-за неготовности противостоять FPV-дронам. Украинцы только теперь кинулись дооборудовать Abrams защитными решетками и блоками динамической защиты. Но сделали это, похоже, для галочки, и даже «дроновод» среднего уровня сразу разглядит незащищенные места танка, куда и направит «птичку».
Судя по всему, воевать на «Абрамсах» украинцам расхотелось. Понять их можно: любой танк на поле боя становится первоочередной целью, по нему лупят из всего, что может стрелять. А уж когда на поле боя появляется танк западного производства, то всеобщее внимание ему гарантировано.
Ведь не надо забывать, что за каждый подбитый танк выплачивается солидная премия. Поэтому, отправляясь в бой на «Абрамсе», можно быть уверенным, что шансов вернуться обратно будет немного. Сильно повезет, если удастся покинуть подбитый танк и убежать от него подальше. Но, как показывает опыт СВО, убежать удается не всем.
Подводя итог интервью украинских танкистов каналу CNN, можно сказать следующее: Abrams способен воевать в полигонных условиях, когда поле боя перед ним зачистит артиллерия и авиация. А вот когда противника подавить не удается, когда он имеет противотанковые средства и в воздухе постоянно висят его «птички», то Abrams может лишь эффектно сгореть. Очень расстраивая тех, кто имел на его счет завышенные ожидания и верил в очередное западное «чудо-оружие».
Читайте также:
Зачем нам на СВО самолеты-штурмовики: будет ли замена Су-25?
Су-35С: чем так хорош наш истребитель поколения 4++
Как ВС РФ научились бороться с дронами: в чем прелесть РЭБ «Волнорез»
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен