Российская компания объявила форс-мажор на одном из крупнейших месторождений нефти в Ираке. Что там произошло, при чем тут санкции, как они повлияли на работу ЛУКОЙЛа и «Роснефти»?
Четыре источника Reuters сообщили, что российская компания ЛУКОЙЛ объявила форс-мажор на месторождении Западная Курна — 2 на юге Ирака. Причиной стали западные санкции.
4 ноября корпорация официальным письмом уведомила Министерство нефти Ирака, что существуют «обстоятельства непреодолимой силы», которые не дают продолжать нормальную работу. Как рассказали собеседники Reuters, после того как 15 октября США и Великобритания ввели санкции против ЛУКОЙЛа и «Роснефти», Ирак прекратил все платежи наличными и нефтью, которые полагались российской компании.
Теперь, в случае если «форс-мажорные обстоятельства» не будут устранены в течение шести месяцев, ЛУКОЙЛ полностью выйдет из проекта.
Reuters называет месторождение Западная Курна, расположенное в провинции Басра, «ценнейшим активом» для ЛУКОЙЛа. По оценкам, месторождение содержит порядка 43 млрд баррелей нефти, что делает его одним из крупнейших в мире.
Западная Курна — 2 разрабатывается российской компанией на основе контракта, подписанного в январе 2010 года. При этом только начальные извлекаемые запасы там составляют порядка 14 млрд баррелей, которые сосредоточены в залежах Мишриф и Ямама.
Контракт с правительством Ирака был подписан сроком на 25 лет. Партнером ЛУКОЙЛу назначили иракскую госкомпанию North Oil Company — при этом с 2010 года иракцы не несли никаких затрат и только получали свою долю в 25% от доходов с месторождения. Теперь, если правительство Ирака не найдет способ устранить «обстоятельства непреодолимой силы», этот источник заработка исчезнет.
Санкции против крупнейших российских нефтяных компаний, не оказав, по утверждениям СМИ, принципиального влияния на экспорт нефти из России, затронули ситуацию с горючим в Европе.
Так, из-за антироссийских санкций в Финляндии закрывается сеть АЗС Teboil, связанная с российской компанией. Поставки топлива и проведение платежных операций уже полностью остановлены. В компании добавили, что на некоторых АЗС постепенно заканчивается топливо.
Вероятно, АЗС Teboil ждет продажа местным операторам, что происходит и с другими активами компании в недружественных странах. Так, в Румынии хотят выкупить топливные хранилища ЛУКОЙЛа, расположенные в аэропорту Кишинева, чтобы воздушный хаб мог продолжать работать несмотря на антироссийские санкции. Между тем в Болгарии парламент наложил вето на планы выкупить НПЗ «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» — мощности простаивают до тех пор, пока у них не появится новый оператор.
Главным в Европе претендентом на покупку активов ЛУКОЙЛа после санкций считалась группа компаний Gunvor — руководство компании предупреждало, что, если сделка по покупке активов российской корпорации сорвется, это грозит потерей множества рабочих мест и нарушением нефтеперерабатывающих мощностей и топливных поставок. Гендиректор Gunvor Торбьерн Тернквист исключил возможность обратного выкупа зарубежных активов ЛУКОЙЛа после заключения сделки на $22 млрд — российские международные активы уходят «в один конец».
Тем не менее 7 ноября Gunvor отказался от сделки после давления со стороны США: американский Минфин объявил компанию «кремлевской марионеткой» за планы выкупить подпавшие под санкции активы. В Gunvor заявили, что Минфин США «абсолютно неверно понял ситуацию». Однако сделка так и не была закрыта.
Читайте также:
ВС РФ начали новое наступление? Что происходит в Покровске и Запорожье
Какие переводы может заблокировать банк в России? Доходы, лимиты, правила
Осталось два-три удара? Правда или нет, когда вырубят свет на Украине?