Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что деградация ЕС может изменить планы Тбилиси по вступлению в объединение. Он указал на ослабление Европы в области экономики, демократии и защиты прав человека. По словам главы кабмина, Брюссель слабеет день за днем и из года в год. Почему Грузия разочаровывается в ЕС, сможет ли Москва предложить Тбилиси альтернативу — в материале NEWS.ru.
Конец 2025 года ознаменовался новым витком охлаждения в отношениях Евросоюза и Грузии. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе заявил, что объединение не просто слабеет, а деградирует, причем в ключевых областях — экономике, в вопросах свободы и прав человека. Если так будет продолжаться и дальше, то грузины задумаются о том, стоит ли им стремиться к полноправному членству в ЕС.
«Евросоюз ослабевает день за днем. Из года в год деградирует в экономическом плане, в плане демократии, прав человека, свободы слова. Ситуация очень сложная во всех областях. Если экономический спад будет продолжаться в плане демократии, прав человека и т. д., конечно, для нас тоже полностью меняется данность, потому что наша заявленная цель, в том числе конституционная задача, состоит в том, чтобы мы стали членом Евросоюза. В этих условиях мы субъективно заинтересованы в том, чтобы в Евросоюзе негативные тенденции развернулись в позитивную сторону», — сказал Кобахидзе.
Президент Грузии Михаил Кавелашвили в ходе брифинга с сербским коллегой Александром Вучичем назвал отношения республики с Брюсселем неблагоприятными. По его словам, чиновники стран ЕС несправедливо критикуют Тбилиси и проводят политику двойных стандартов.
Критические высказывания грузинских властей вполне логичны и отражают реальность, сказал NEWS.ru политолог Михаил Чернов.
«Заявление о возможном изменении планов по вступлению в ЕС исходит из логики сохранения курса Тбилиси на самостоятельность. Деградация Евросоюза очевидна практически для всех, и Грузия не постеснялась обозначить это публично», — отметил эксперт.
По его словам, у власти в Грузии находятся силы, нацеленные на сохранение государства, в то время как страны Евросоюза проводят недружественную политику по отношению к Тбилиси.
«Чиновники ЕС под каждые выборы пытаются организовать грузинам майдан для сноса государственной власти. Более того, они даже не стесняются этого. Были случаи непосредственного участия европейских политиков и дипломатов в подстрекательстве. По словам грузинских властей, предпринимались попытки втянуть страну в войну с Россией», — напомнил Чернов.
Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Станислав Ткаченко в разговоре с NEWS.ru пояснил, что Кобахидзе имел в виду вмешательство Евросоюза во внутренние дела Грузии.
«Это попытки поддержать оппозиционное движение в республике — наследников Михаила Саакашвили. ЕС стремится опекать Тбилиси всевозможными способами, оказывать давление на избирательные органы и отдельные группы бизнес-элиты с тем, чтобы они проводили европейскую линию. В Евросоюзе используют фактор безвиза для шантажа правительства», — отметил страновед.
Грузия не получит финансовую помощь в размере €120 млн (11,2 млрд рублей) от Евросоюза по итогам 2025 года, заявили в Еврокомиссии. Речь идет о средствах, которые ЕС заморозил еще в 2024 году. В Брюсселе посчитали, что республика не соответствует критериям демократии.
В частности, Евросоюз требует от Тбилиси отменить запрет пропаганды ЛГБТ (движение признано в РФ экстремистским, деятельность запрещена) и закон об иноагентах, угрожая в противном случае отменить соглашение о безвизовом режиме.
Эти шаги европейцев могут привести Грузию к новому прямому конфликту с Россией, при котором она не получит помощь от Брюсселя. Республика будет обречена, указывают эксперты,
«Евросоюз за последние три года с начала СВО показал себя как объединение, которое не рассматривает Грузию как суверенное государство. В Тбилиси, глядя на то, что происходит с Украиной, поняли, что полностью делегировать Евросоюзу свою внешнюю политику опасно для жизни. Украина граничит с ЕС, ее можно снабжать напрямую, но в итоге она будет разрушена. Если Грузия, которая намного меньше по размерам и удалена от Европы, возьмет европейский курс на конфликт, она окажется нежизнеспособна», — пояснил Ткаченко.
По словам Ткаченко, вряд ли стоит ждать дипломатических подвижек в отношениях Грузии с Россией. При этом есть все возможности для расширения делового сотрудничества — торговли, туризма и транзитной логистики.
«Мы подходим к новой дипломатии. Ответ на этот вопрос не такой простой в техническом плане. Дело в том, что у России с Грузией нет дипломатических отношений, и пока мало что может измениться. По сути, мы имеем дело с реальной интеграцией двух экономик. Растут туристические обмены и торговые потоки. Грузия и Россия строят дорогу друг к другу через Кавказский хребет. Инвестиции составляют сотни миллионов долларов. Мы понимаем, что торговля будет расти, нужно создавать нормальную инфраструктуру», — подчеркнул эксперт.
Москве и Тбилиси можно вести взаимовыгодное сотрудничество не только напрямую, но и в рамках экономических блоков, сказал в беседе с NEWS.ru первый замглавы комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа.
«Здесь многое зависит от позиции Тбилиси и намерения страны к интеграции, например в рамках Евразийского экономического союза. Если такая готовность будет проявлена, то Россия как ближайший сосед сможет предложить выгодные условия. Уверен, что сближение со странами СНГ принесет Грузии множество позитивных изменений», — заключил Чепа.
Читайте также:
«Ермак продолжает рулить»: как серый кардинал Киева провел НАБУ и Трампа
«Джентльмен из России»: за что Кирилла Дмитриева так уважают на Западе
Спецпредставитель Путина высказался о возвращении России к системе SWIFT