Сегодня, 8 декабря, исполняется 80 лет народному артисту России Евгению Стеблову. Зрители помнят его по фильмам «Я шагаю по Москве», «По семейным обстоятельствам», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» и многим другим. Актер снялся примерно в 60 фильмах и играл в театре. Сколько лет Стеблов дружит с Никитой Михалковым, как живет сейчас и считает ли себя счастливым — в интервью NEWS.ru.
— Евгений Юрьевич, как относитесь к цифре 80?
— Нормально, я же не женщина. Мужчины спокойнее относятся к цифрам. Было бы здоровье, остальное приложится. У меня оно по возрасту.
— Как планируете отмечать дату?
— Поздравят близкие, знакомые. 13 декабря буду играть в театре Моссовета спектакль «Соло для часов с боем». И потом, как сказали, будут чествовать после постановки.
— Считаете себя счастливым человеком?
— У меня никогда не было ситуации, от чего артисты бывают несчастны, когда им не дают работать. Наоборот, я отказывался много от ролей — и в кино, и в театре. Мне грех жаловаться на судьбу. Столько играл за свою жизнь, что даже со счета сбился.
Хотя, когда в «Я шагаю по Москве» — первая моя главная роль — увидел вместо себя на экране какого-то сумасшедшего человека (таким я себе показался), очень смутился. Много лет не понимал, за что меня там хвалят.
Например, Никита Михалков мне говорил часто, что «вот ты лучший артист, чем я». Сам я так не считал и не считаю. Мы разные с ним. В нем уже тогда рождался режиссер. Он — яркая фигура мирового масштаба.
Наша дружба началась чуть позже — на картине «Перекличка» (1964 год). Мы играли танковый экипаж. Как-то спорили о природе подвига. Никита говорил, что подвиг — сознательное решение. А я полагал, что бессознательное. Так срабатывает его индивидуальность, он иначе не может.
Никита начал говорить о народе — он любит рассуждать на эту тему, кстати, абсолютно искренне. Я ему возьми да скажи: «А чего ты знаешь о народе, когда вырос в аквариуме?» Он привстал, и я понял, что может двинуть. Присутствовавший при разговоре актер Шавкат Газиев встал между ним и мною: «Ребята, успокойтесь!»
На следующий день был выходной в киногруппе. Во дворе гостиницы, где мы жили (а съемки проходили в белорусском городе Борисполе), осветители играли в волейбол. Я в окно увидел и вышел. Никита встал рядом, и мы некоторое время смотрели игру. Потом он говорит мне: «Давай дружить». С тех пор дружим.
Множество раз за эти годы и спорили, и ссорились. Но друг друга очень хорошо понимаем — творчески, по глазам. Не надо ничего объяснять… Я играл в нескольких его фильмах, включая «Утомленных солнцем». Мой сын Сережа работал в компании Никиты «ТРИТЭ», снимался в его картине «Юнкера».
— Культовые советские фильмы хочется пересматривать снова и снова. С современным кино такого эффекта не возникает. Почему так, на ваш взгляд? Артисты плохо играют? Или зрители стали равнодушными?
— Ни то и ни другое. Артисты, мои коллеги, очень талантливые. Мы же, когда их принимаем в институт — а я много лет преподаю, — выбираем из множества ребят, которые приходят на конкурс.
Думаю, ничего нового не скажу. Сейчас же продюсерское кино, командуют не творческие люди, а деловые.
Меня довольно часто приглашают на переговоры о съемках в той или иной картине. На этих встречах, как правило, продюсер говорит мне, что ему нравится такая-то моя работа: «Нам хотелось бы что-то такое». Но «что-то подобное» — это ведь, получается, вторично.
— В прокат выходят ремейки культовых советских лент — «Москва слезам не верит», «Кавказская пленница». Депутаты Государственной думы выступали с предложением запретить современным режиссерам работать над ремейками. Что скажете вы?
— Соглашусь. Не надо портить то, что уже снято. Хотя как запретишь?
Но постановка задачи мне кажется странной — снять то, что уже было. Зачем? Это все равно как если бы пережить первую любовь во второй раз с одним и тем же партнером.
Ну как может быть вторая Наташа Варлей? Мне сложно себе это представить. Так же, как мне кто-то сказал, что якобы появился артист, похожий на меня. Я даже не любопытствовал, неинтересно.
— В кино вы в последний раз снимались в 2013 году. Нет интересных предложений?
— Я не сторонник того, чтобы все время сниматься и роли, как блины, печь. Сейчас вовсе нет большого желания играть. В театре Моссовета у меня два спектакля и в Центральном академическом театре Российской армии (ЦАТРА) один. Мне достаточно.
— Кстати, стоимость билетов на некоторые театральные постановки в Москве доходит до 20 тысяч рублей.
— Что тут скажешь? Если есть большой спрос, это хорошо, правильно.
— На балет «Щелкунчик» билеты по 450 тысяч рублей выставлялись.
— Какая-то спекулятивная ситуация. Это не творческий вопрос. Должны быть билеты разные, в том числе более доступные. Эти все ситуации уже пройдены.
Когда создавался МХАТ, то одной из мотиваций был именно общедоступный театр, такую цель ставили создатели МХАТа.
— С предыдущим юбилеем — 75-летием — президент России Владимир Путин поздравил вас телеграммой. Правда ли, что вы знакомы с ним лично?
— Мы однажды общались минут 15 вдвоем. Уже не помню, о чем говорили. Совершенно точно могу сказать, что он очень талантливый, а я таких людей чувствую. Европейским политикам до него далеко. Но у них другая система жизни.
Я бы, к примеру, никогда не смог жить на Западе. Не только сейчас, но и раньше. Меня никогда и не тянуло туда, ни в какой Голливуд. Интересно было бы посмотреть — да, но чтобы жить там — нет, это не мое.
— То есть в Израиль, как Алла Пугачева, вы тоже не уехали бы?
— Нет, а зачем? А Пугачева никогда не была мне особенно интересна, я не понимал, почему из нее культ делали здесь. Да, приличная эстрадная певица была, профессиональная. Но не более того.
И ее не понимаю, чего эмигрировала-то? Ей кто-то тут запрещал что-то или мешал? Не понимаю ее мотивации. Мне кажется, они настолько утонули в деньгах, этого-то у них всегда было немерено…
Вообще оппозиционные настроения мне кажутся глупостью. Я знаю некоторых оппозиционеров. Одно время они вдруг стали приглашать меня на свои мероприятия. Я посмотрел эту тусню — неинтересная. Выступают против чего-то. Но тогда — за что ты? Я спрашивал, никто из них так и не смог сформулировать.
— Звучат предложения лишить Пугачеву звания народной артистки СССР за ее высказывания. Как считаете вы?
— Я бы этого не делал. Она уже и так себя лишила главного — Родины.
Актер был дважды женат. Первая супруга, Татьяна, работала экономистом. Они прожили почти 40 лет в браке, до самой смерти женщины от остановки сердца в 2010 году.
Общий сын Сергей окончил актерский факультет Театрального института имени Б. Щукина. Пробовал себя как сценарист и режиссер. В 2013 году он уехал жить в Соловецкий монастырь, там принял монашество под именем Фотий.
«Я говорил сыну: у твоей мамы было слабое сердце, но она все равно приняла решение подарить тебе жизнь, рискуя и без того слабым здоровьем. Я хотел бы, чтобы ты подарил мне внуков, продолжив наш род. А потом, если тебе хочется в монастырь, поезжай. Но он поступил по-своему… Мне бы, конечно, хотелось, чтобы были внуки. Но увы…» — признался артист в беседе с NEWS.ru.
Второй женой актера была Любовь Глебова, финансист по профессии. Минувшим летом они развелись.
Читайте также:
Новая награда, рак, личная жизнь: куда пропала Светлана Крючкова
Слухи о разводе, обвинения в махинациях, романы: как живет Гузеева
«Бриллиантовая бабочка», слова об СВО, личная жизнь: где сейчас Адабашьян
Смерть мужа, монастырь, слухи о госпитализации: как живет Ирина Муравьева
«Пусть и дальше живут там»: Рой о Пугачевой, Хазанове, Макаревиче и СВО