Главная автомобильная новость этой осени — изменение методики расчета утилизационного сбора. Теперь уже точно ясно, что с 1 декабря 2025 года определять, кто сколько должен заплатить, будут уже по новой системе. И это серьезно отразится на всем автомобильном рынке — какие-то модели резко подорожают, а какие-то вовсе перестанут завозить в Россию. Как сейчас покупать машину на вторичном рынке, какие автомобили имеет смысл заказывать из-за границы после 1 декабря и как проверить уплату утильсбора — в материале NEWS.ru.
Утилизационный сбор — это обязательный платеж, который должны вносить производители и импортеры автомобилей на финансирование экологичной переработки транспорта. Но до сих пор физические лица получали огромные льготы: они платили всего 3400 рублей при ввозе из-за границы новой машины и 5200 — за подержанную. Но было три серьезных ограничения.
Если не выполнялось хотя бы одно из этих условий, то покупатель платил не льготный утильсбор, а коммерческий. Например, для машины до трех лет с объемом мотора 2–3 литра это 1 875 400 рублей, а старше трех лет — 2 839 400 рублей.
Когда утилизационный сбор был меньше, покупатель мог выбирать — купить машину, которую уже пригнали в Россию и растаможили, или заказывать самому. «Из наличия были немного дороже, но их уже можно было потрогать. Однако после резкого повышения ставок утильсбора в 2024 году стало понятно — разница между льготной и коммерческой ставкой слишком большая. Особенно если машина с мотором больше 2 литров. И все стали сами заказывать, а не покупать из наличия. Когда можно сэкономить 1,8 млн рублей, то можно и подождать пару месяцев», — пояснил NEWS.ru автомобильный эксперт Дмитрий Гайдукевич.
В итоге компании переключились на доставку машин под конкретных покупателей. Их называют еще «конечники». Формально сделка проводится от имени и по поручению частного лица, но все хлопоты за вознаграждение берет на себя компания-посредник. Чем больше объем двигателя, тем больше экономия», — объяснил Юрий Чистов, директор по развитию автомобильного маркетплейса Fresh.
В результате поступления в бюджет от утильсбора резко сократились. Как рассказывал министр финансов России Антон Силуанов на пленарном заседании Госдумы в октябре, бюджет недополучит от утильсбора в 2025 году большую сумму. «Утильсбор снизится на 440 млрд рублей — составит 1,1 трлн рублей», — сообщил он.
И с 1 декабря методика расчета утильсбора изменится. Главное нововведение — теперь будут учитывать не только возраст автомобиля и объем мотора, но и мощность. А льготный утильсбор можно будет платить физлицам лишь при ввозе машины с двигателем мощностью до 160 л. с.
Если двигатель мощнее, то придется платить коммерческий утильсбор. Например, за популярный в России кроссовер Geely Monjaro с мотором объемом 1969 куб. см и мощностью 238 л. с. утильсбор составит 842 000 рублей, а за BMW X5 с трехлитровым двигателем мощностью 352 л. с. — 2,36 млн.
После того как новые правила начнут действовать, в первую очередь прекратится поставка кроссоверов и седанов марок среднего ценового диапазона. «Дорогой премиум как везли, так и будут везти. Уверен, что на продажах Maybach или Porsche новый утильсбор никак не отразится. По-прежнему будут привозить большие внедорожники и минивэны — их в России не делают. Например, Toyota Land Cruiser Prado, Mercedes-Benz G-Class, Hyundai Palisade, Toyota Alphard или Kia Carnival. И даже гибридные и технологичные китайские „Лисяны“ продолжат завозить. Они просто будут дороже», — пояснил Дмитрий Гайдукевич.
Но будут модели, которые практически исчезнут с рынка. «Импортные кроссоверы среднего ценового сегмента, которые сейчас конкурируют с „китайцами“. Их привозить будет экономически невыгодно. Toyota RAV4, Honda CR-V, китайские Geely Monjaro, Kia Sorento, Volkswagen Tiguan, Hyundai Santa Fe, Toyota Camry и так далее. Вот они пострадают», — добавил эксперт.
Но при этом без иномарок мы не останемся и после 1 декабря. На рынке много моделей, которые имеют моторы мощностью менее 160 л. с. Например, большой внедорожник Toyota Fortuner оснащается дизелем мощностью 150 л. с., у Nissan X-Trail есть бензиновый мотор мощностью 144 л. с., минивэн Mitsubishi Delica D:5 оснащается дизельным агрегатом мощностью 145 л. с.
А еще в списке «утильдоступных» такие модели, как Nissan Altima (Teana), Toyota Corolla, Mazda 3, Kia K3 (Cerato), Volkswagen Bora и T-Roc, Skoda Kamiq, Geely Coolray (Binyue Cool), BYD Seagull. Есть даже премиум: Audi Q2L, BMW X1 Long, Mercedes-Benz GLA и другие.
В последнее время все чаще стали появляться сообщения о том, что Федеральная таможенная служба (ФТС) начала требовать с водителей доплату утильсбора за ранее ввезенные в страну автомобили. В ведомстве это подтвердили. «В последнее время количество выявленных нарушений в ходе проверок увеличилось. Так, наиболее распространенной причиной доначислений утилизационного сбора за транспортные средства, ввезенные из государств — членов ЕАЭС, является нарушение порядка применения формулы его расчета», — пояснили в ФТС. Правда, это касается исключительно тех машин, которые ввозились из государств — членов ЕАЭС. В первую очередь — из Казахстана.
Если вы будете самостоятельно заказывать машину из-за границы (например, из Китая, Кореи или Японии), то главное — проконтролировать, чтобы все документы с самого начала оформлялись именно на вас.
И именно вы должны затем заплатить утилизационный сбор и прочие платежи. «Главное — это работать с проверенными компаниями, у которых уже есть опыт перегона и продаж. У них должны быть соцсети, они должны вести активную деятельность. В хороших компаниях вам всегда расскажут все этапы покупки и доставки машины, расскажут, кто несет ответственность и за что. Ну и обязательно надо проверять фирму по всем базам, сверить данные паспортов и прочее. И съездите в офис фирмы — пообщайтесь лично», — пояснил NEWS.ru автомобильный эксперт Петр Баканов.
Если же речь идет о покупке машины, которая уже есть в наличии в России, то здесь самое главное — проверять данные электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС). Именно этот документ содержит полную информацию об автомобиле, а для его оформления машина проходит лабораторные испытания, по итогу которых выдается сертификат о безопасности (СБКТС). Главное, чтобы у ЭПТС стоял статус «действующий». А вот если стоит статус «незавершенный», то с большой долей вероятности нет сведений об уплате утилизационного сбора.
Как рассказали NEWS.ru в АО «Электронный паспорт», проще всего проверить статус паспорта на сайте elpts-info.ru, для этого нужно ввести номер электронного паспорта или VIN-код. «Или можете попробовать позвонить на телефон горячей линии +7 (495) 540-46-74», — заявили в организации.
Если машина изначально была оформлена на физическое лицо, то все внимание — на дату уплаты утильсбора. Согласно правилам, льготный утильсбор можно платить только в том случае, если после ввоза автомобиля на территорию страны покупатель пользовался им в течение года. «Если частное лицо, на имя которого был оформлен льготный утильсбор, в течение года после постановки на учет решит продать машину, потребуется оплатить разницу между льготной и коммерческой ставкой. А это сотни тысяч рублей. До полной уплаты утильсбора аннулируется ЭПТС (становится статус „недействующий“), после этого аннулируется регистрация в ГИБДД. Положительный момент в этой ситуации только один: штраф и пени за просрочку не начисляются», — объяснил Юрий Чистов из маркетплейса Fresh.
Ну и конечно, покупать автомобиль нужно только по договору купли-продажи. «Никаких генеральных доверенностей. Не совершайте этой ошибки. Сейчас на рынке есть машины, которые были, например, временно ввезены гражданами Казахстана. Изначально они были на казахстанских номерах. Но сейчас такие машины продают по доверенности. И продавец обещает, что можно будет пойти и поставить ее на учет. Но уже в ГИБДД выяснится, что утильсбор не уплачен. И такую машину на учет просто не поставят. И где тогда искать продавца?» — пояснил Петр Баканов.
По словам Юрия Чистова, если покупатель уже столкнулся с требованием уплаты дополнительного утилизационного сбора, то ему надо обратиться в суд с иском к продавцу. «Или договориться с ним в досудебном порядке. Но на практике это не всегда оканчивается удачей. Наименее рискованный вариант приобретения — найти человека, который больше года назад ввез машину для себя, на себя поставил на учет и от своего имени продает», — добавил Чистов.
Читайте также:
5 привычек водителя, благодаря которым машина будет реже ломаться
Транспортный налог в 2025-м: размер, сроки, штрафы, как платить меньше
Lada Iskra: что за модель, где купить, на чем сэкономить
Стоимость ремонта машин выросла на 30%: цены на запчасти, на чем сэкономить