Донецкая Народная Республика (ДНР) переживает самую массовую мобилизацию за восемь лет своего существования. Если за относительно спокойные 2016–2021 годы военная служба успела стать, по сути, одним из способов трудоустройства со стабильной зарплатой, то теперь в подразделения Народной милиции ДНР забирают практически всех мужчин, подходящих по возрасту, и часто они с трудом могут связаться с семьями. А некоторые рассказывают, что оказались в России.

В пятницу, 18 марта, в ДНР создали комиссию по отсрочке от мобилизации. Там принимают заявления от работодателей с просьбой освободить от призыва тех или иных сотрудников. Затем коллегия из министров экономического блока будет решать — относятся ли эти люди к категории «востребованных гражданских служащих и работников, которые заняты в сферах обеспечения продуктовой безопасности, энергетической безопасности и жизнедеятельности республики». Если да — у них будет шанс получить отсрочку на шесть месяцев.

Всеобщую мобилизацию в ДНР объявили ещё 19 февраля — сразу после указа о массовой эвакуации мирных жителей. Вскоре после этого, вечером 21 февраля, Москва признала ДНР и ЛНР, а 24 февраля начала военную операцию на Украине. С тех пор в центре внимания были бои за пригороды Киева, окружение Харькова и Мариуполя, ракетные удары по Львовской области и многое другое. Но вспомнить о Донецке заставила трагедия 14 марта, когда в центре города упала ракета «Точка У». Погиб 21 человек — пассажиры проезжавшего автобуса, посетители банка и случайные прохожие.

Фото: dan-news.info

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

На произошедшее обратил особое внимание президент России: Владимир Путин назвал удар по городу кровавым терактом и сообщил, что такие обстрелы продолжаются все последние дни.

Как сообщили власти ДНР, «Точку У» удалось сбить на подлёте к цели — правительству республики или бывшему зданию администрации Донецкой области Украины на бульваре Пушкина, 34. От места падения ракеты на улице Университетской до него около 200 метров.

У случившегося сразу появилось объяснение об «информационных провокаторах», которые умышленно пытались собрать жён и детей военнослужащих Народной милиции возле дома правительства на митинг против мобилизации, чтобы жертв атаки было больше. Первым эту версию в эфире Первого канала высказал руководитель администрации главы ДНР Алексей Никоноров, затем её ещё несколько дней обсуждали в политических ток-шоу.

В качестве доказательства этой версии приводились призывы в соцсетях и ролики с обращениями женщин, рассказывающих, что их мужей или сыновей забрали в военкомат и с тех пор о них ничего не известно. Организатором несостоявшейся акции (ракета упала в 11:30, а собрание, согласно сообщениям в соцсетях, планировалось на полдень) называли «Союз солдатских матерей Донбасса». У них есть чат в Telegram.

Как стало известно NEWS.ru, после начала массовой мобилизации мужчин от 18 до 55 лет некоторые жители ДНР действительно пытаются объединяться, чтобы узнать, где находятся и живы ли их близкие.

Утром 25 февраля моему сыну, студенту четвёртого курса Донецкого национального университета, позвонили из деканата и потребовали явиться в военкомат по месту прописки. В случае отказа — уголовное наказание. Поэтому сын собрался и в тот же день поехал в военкомат. Их вывезли на какой-то вроде полигон, где они жили в большом помещении, похожем на спортзал... Никто им ничего не рассказывал, не объяснял. Последний звонок от сына был со словами «Нас куда-то увозят» — и больше связи с ним нет, — рассказала дончанка Евгения.

Другие собеседницы в Донецке рассказали, что их родственников, по их словам, отправили в Россию. Возможно, с целью подготовки. Анна из Макеевки утверждает, что её сын звонил и рассказал, что находится в Белгороде.

Фото: dan-news.info

Вроде бы им сказали, что они пройдут обучение, а потом будут в Николаеве и Херсоне охранять общественный порядок, что никто их на передок (передовую. — NEWS.ru) не пошлёт. Последний раз сын звонил мне с чужого российского номера, — сказала она.

Ещё одна жительница Донецка сообщила, что её сын звонил из Крыма и говорил, что их, возможно, будут перебрасывать под Мариуполь. Женщина обеспокоена, что у призывников «нет опыта совершенно никакого», а их могут отправить «воевать против профессиональной армии».

Пока без комментариев, — ответил на вопрос о рассказах призывников про переброску в Россию начальник пресс-службы Народной милиции ДНР Андрей Заблоцкий.

Чтобы узнать о судьбе своих мобилизованных родственников, в ДНР можно обратиться к депутатам Народного совета. Как сообщает государственное Донецкое агентство новостей, на получение сведений могут рассчитывать только супруга, родители или дети призывника, которые предъявят соответствующие документы. Хотя предварительную информацию обещают дать и по телефону — горячая линия была создана буквально за несколько дней до несостоявшегося митинга 14 марта.

Стоит отметить, что приём родственников призывников тоже ведётся совсем недалеко от места падения «Точки У» — на Университетской, 19. Там находится офис общественного движения «Донецкая республика», в котором состоят 74 из 100 депутатов республиканского парламента.

Я пришла, людей было немного, три человека всего. Написала заявление, что мой сын был мобилизован 1 марта по списку предприятия и с 5 марта его местонахождение неизвестно. Тут все пишут такие заявления, принимают их девушки в камуфляже, больше внимания уделяя документам, подтверждающим родство. Заявления принимают — и на этом всё. Предлагают позже звонить или приходить узнавать, — рассказала о своем посещении этого места одна из жительниц ДНР.

Тут же предлагают найти пропавших жителей сёл и городов, перешедших под контроль ДНР уже после 24 февраля. Но сотрудники сами оговариваются, что шансов мало: мужчины призывного возраста уже наверняка мобилизованы.

«У меня сын в Волновахе работал на почте. Не можем связаться уже неделю», — говорит пожилой мужчина, держа в руках папку с документами. Он возмущён, что жителей города, из которого украинских военных вытеснили только на этой неделе, так быстро забирают в подразделения ДНР.

Фото: dan-news.info

Масштабы мобилизации в ДНР действительно очень серьёзные. Призывников, которые сами не пришли в военкоматы, забирают у магазинов и супермаркетов. Автобусы для них стоят у Мариупольской развилки и площади Бакинских комиссаров — крупных перекрёстках внутри города. Патрули останавливают общественный транспорт и автомобили. Покинуть ДНР у попадающих под мобилизацию не получится: по дороге к российской границе несколько постов, на которых вручают повестки и возвращают в Донецк.

28 февраля глава республики Денис Пушилин говорил, что «есть тенденция к завершению» мобилизации и осталось только добрать необходимое количество резервистов«. Процесс пока продолжается, а в резерв берут даже с серьёзными проблемами со здоровьем.

Резервы необходимы, поскольку мы имеем дело с оголтелым противником, который применяет запрещённые методы войны. Мы должны быть застрахованы от того, что противник начнёт контрнаступление и станет занимать освобождённые пункты, заявил Пушилин уже 17 марта.

Однако тревожная информация, что издан дополнительный приказ, расширяющий мобилизацию на мужчин до 65 лет, не подтвердилась. «Данный приказ не соответствует действительности и распространяется в сети Интернет с целью дестабилизации обстановки в Донецкой Народной Республике», — утверждается на официальном сайте «ДНР Онлайн».

Тем не менее одна из инициативных групп рассматривает идею уличной акции в связи с мобилизацией в воскресенье, 20 марта. Один из участников предполагаемого митинга, представившийся Романом, сказал, что после ракетного удара, случившегося 14 марта, активисты очень опасаются, поэтому до сих пор не выбрали место сбора.