Узбекистан после смерти Ислама Каримова так и остаётся во многом закрытой, особенно для иностранных СМИ, страной. Тем удивительнее появившийся поток резонансных новостей в дни, когда в государстве отмечали 80-летие со дня рождения первого президента.
26 января появились сообщения, что в Узбекистане арестован 52-летний бывший глава Министерства внутренних дел Адхам Ахмедбаев — спустя месяц после того, как нынешний президент Шавкат Мирзиёев обвинил его в предательстве. 22 декабря 2017 года Мирзиёев, выступая перед парламентом, заявил, что за предательство лишил Ахмедбаева звания генерал-лейтенанта, присвоенного ему в августе 2014 года покойным президентом Каримовым.
На это событие можно было не обратить внимание, если бы следом не появилась новость о том, что снят с должности главный и старейший чекист Узбекистана 73-летний Рустам Иноятов, который в своё время рассматривался в качестве сменщика Каримова. Ранее, по сообщениям ресурса Uzmetronom.com, постов лишились два его зама и руководители 11 областных управлений Службы национальной безопасности, что в экспертной среде однозначно трактовалось как зачистка силовиков поколения первого президента.
Далее узбекская служба Би-би-си сообщила со ссылкой на адвоката 25-летнего Ислама Каримова-младшего о том, что внук бывшего президента Узбекистана и сын небезызвестной Гульнары Каримовой попросил политического убежища у правительства Великобритании. В августе 2017 года Каримов-младший пообещал опубликовать компромат на новое руководство страны и сообщил, что считает уголовное дело против матери сфабрикованным.
Отметим, что старший внук Каримова проживает в Лондоне с тех пор, как в Узбекистане в отношении его матери, старшей дочери бывшего президента, началось уголовное расследование. Генпрокуратура республики предъявила ей обвинения в мошенничестве, сокрытии иностранной валюты, нарушении таможенного законодательства, нарушении правил торговли и оказания услуг, подделке документов, легализации доходов, полученных от преступной деятельности. По версии прокуратуры Узбекистана, Гульнара Каримова причинила государству ущерб в размере около двух миллиардов долларов.
Андрей Грозин, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, специально для News.ru комментирует ситуацию в Узбекистане:
— 1 февраля появилась информация о том, что Ахмедбаев находится не в СИЗО, а дома. В общем, по его якобы аресту такие разночтения, что непонятно, был ли факт задержания. Что касается отставки Иноятова, то здесь всё точно — уже есть соответствующий президентский указ и подтверждение назначения его государственным советником президента по политико-правовым вопросам. Известен и сменщик Иноятова — Ихтиёр Абдуллаев, ранее занимавший должность генерального прокурора. Что касается Каримова-младшего, то он уже давно проживает на Западе, но периодически активизируется по поводу ситуации с Гульнарой Исламовной, но здесь пока нет никаких изменений.
— Но эти сообщения — череда совпадений, или они выстраиваются в определённую картинку?
— Продолжается процесс формирования единой команды нового президента. Ещё в сентябре 2016 года было понятно, что этот процесс займёт полтора-два года. С указом по Иноятову можно сказать, что процесс завершён и точка поставлена. Теперь людей, сопоставимых по влиятельности, значимости и количеству расставленных фигур на крупные должности, не осталось. И теперь Шавкат Миромонович, с одной стороны, совершенно свободен в решениях, с другой — абсолютно ответственен за ситуацию в стране. Иноятов всё-таки был слишком крупной фигурой.
Кстати, есть многочисленные совпадения с ситуацией вокруг Каримова и Исмаила Джурабекова, который на протяжении долгих лет занимал высокие посты в управлении сельским хозяйством республики. Джурабеков только одним своим присутствием указывал на то, что Каримов не один на олимпе, и, как говорят, мог говорить президенту, что можно и нельзя делать. Всё это происходило на глазах нынешнего президента, и, наверное, он проводит параллели с той ситуацией, которая сложилась сегодня в Ташкенте.
Остальные эпизоды, в том числе связанные с семьёй бывшего президента, также укладываются в канву формирования новой единой политической системы управления. Понятно, что будут ещё многочисленные назначения и переназначения, технические решения, но в отличие от Киргизии, в Узбекистане уже нет двоевластия.
— Эти события могут повлиять на отношения Ташкента и Москвы? Есть мнения, что Иноятов имел обширные связи в России...
— Он, как и другие коллеги по цеху, имеет массу знакомых и симпатизантов. Иноятов только СНБ возглавлял 23 года, а в системе — начиная с 1970-х годов. Наверное, здесь можно искать внешнеполитический подтекст, но если он и есть, то минимальный. У Шавката Мирзиёева также обширный круг знакомств.
Кроме того, вполне возможно, что желание покинуть пост главы СНБ исходило от самого Иноятова. Всё-таки человек 1944 года рождения, который, как говорят, имеет серьёзные проблемы со здоровьем. Тяжело 23 года руководить спецслужбой не последней страны и при этом испытывать постоянное сильное давление. Также можно допустить, что после смерти Каримова было неформальное соглашение об уходе Иноятова через какое-то время. Узбекская внутриэлитная политика, в отличие от киргизской или казахской, крайне закрыта, а личные договорённости имеют доминирующее значение.