Президент Франции Эммануэль Макрон продолжает искать пути к возрождению величия Франции и, похоже, всё больше склоняется к мысли, что обязательства, которые Париж должен исполнять в рамках НАТО, не стоят тех преимуществ, которые даёт членство в Альянсе.

Так, 27 ноября СМИ выяснили, что он направил президенту России Владимиру Путину письмо, в котором заявил, что не против обсудить в двустороннем и многостороннем форматах идею Москвы о моратории на размещение ракет средней и меньшей дальности в Европе. В своём послании Макрон отметил, что для реализации этого плана необходимо разработать заслуживающие доверия механизмы взаимной проверки. Подтвердили готовность Парижа к диалогу и в Кремле.

Макрон действительно ответил на послание Путина, которое было разослано. Ответ, естественно, не носит детального характера. Но, по крайней мере, там высказываются понимание озабоченности [России] и готовность к диалогу на этот счёт, — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Таким образом, Франция пошла против консолидированной позиции НАТО, озвученной ранее представителем Альянса Оаной Лунгеску. В конце сентября она заявила, что российское предложение «не заслуживает доверия, поскольку игнорирует реальность: Россия уже развернула SSC-8 (ракетный комплекс с ракетой 9М729. — News.ru) в нарушение ДРСМД». По её словам, до тех пор, пока наша страна не уничтожит эту систему, никаких переговоров о моратории на размещение ракет в Старом Свете не будет. С тех пор даже страны, не раз заявлявшие о своей заинтересованности в сближении с Москвой и сотрудничестве в обеспечении европейской безопасности, предпочитали на эту тему отмалчиваться и не брать на себя излишней инициативы.

Ракета 9М729Фото: Zuma/ТАССРакета 9М729

Интересно, что новость о письме Макрона Путину появилась вскоре после того, как агентство Bloomberg рассказало о плане французского президента сделать Пятую республику политическим лидером Европы. Согласно его замыслу, Евросоюз не должен больше принимать новых членов, чтобы «маленькие» страны не получили права вето и не могли затормаживать принятие решений внутри ЕС; Шенгенская зона должна стать привилегированным клубом, доступ в который невозможен без активного участия в решении мигрантского вопроса; роль НАТО в обеспечении европейской безопасности должна быть пересмотрена в сторону уменьшения из-за ненадёжности США как партнёра; а Россия, напротив, рассматривается в этом вопросе в качестве союзника.

Стоит отметить, что позиция Макрона по будущему Евросоюза в целом соответствует политике Парижа последних 15–20 лет: Франция не хочет его расширения на восток, чтобы не усиливать геополитическую роль Германии — давнего партнёра и исторического конкурента. И ровно в канве этой политики в прошлом месяце на саммите ЕС Франция вопреки позиции Берлина заблокировала вступление Северной Македонии и Албании в союз.

Зато в отношении Североатлантического альянса Макрон в последнее время, видимо, решился на смену курса. 7 ноября он сделал своё нашумевшее программное заявление о «смерти мозга НАТО», а спустя три недели делает предложение о сепаратных по своей сути вопросах с Россией. И на самом деле вопрос ракет здесь далеко не основной, угроза их размещения в Германии или Франции сомнительна. Куда вероятнее, что они появятся, если уж США решат разыграть такую карту, в куда более лояльных странах вроде Польши или Прибалтики. Речь, безусловно, идёт о прощупывании границ: насколько широко окно возможностей для восстановления суверенитета и получения для Франции статуса лидера объединённой Европы в условиях, когда американцы тонут во внутренних предвыборных разборках, Меркель работает в качестве канцлера последний срок, а Великобритания угодила в какую-то воронку со своим Brexit.

Впрочем, сам Макрон поспешил заявить, что с российским мораторием не соглашался, но это его заявление никак не меняет сути вещей.

Мы не приняли мораторий, предложенный Россией, или предложение о размещении, но мы его восприняли как основу для обсуждений, — сказал президент Франции в ходе пресс-конференции с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом.

Учитывая, что позиция Альянса стоит на том, что обсуждать и нечего, а другие страны предпочли просто молчать, можно констатировать, что локальный бунт состоялся.

Учитывая, что переговоры между Макроном и Путиным могут состояться в Париже уже 9 декабря на полях саммита «нормандской четвёрки», контуры игры, которую затеял французский президент, вскоре станут более ясными. Как и готовность его оппонентов найти своевременный и адекватный ответ.