Вопрос заключения мирного договора между Россией и Японией тянется не одно десятилетие. Инициированные несколько лет назад японским премьер-министром Синдзо Абэ переговоры с Москвой, кажется, вот-вот снова зайдут в тупик. Однако частота двусторонних встреч на высшем и высоком уровнях позволяет предположить, что «за закрытыми дверями» всё-таки идёт процесс. О том, к чему могут привести переговоры, — специальный корреспондент News.ru Вероника Вишнякова из Токио.

Второй день пребывания российского министра в Японии был посвящён проблематике мирного договора. Волновал этот вопрос не только министров, но и отдельные категории жителей Токио. Через квартал от дома приёмов японского МИДа то и дело проходили протесты, организованные представителями ультраправых. В отличие от привычных россиянам митингов выглядели они совсем по-другому.

Небольшие микроавтобусы, увешанные плакатами и с установленными на крыше громкоговорителями, медленно проезжали вдоль улицы, которую специально для этого перекрывали местные стражи порядка. Из мегафонов раздавались эмоциональные голоса водителей, которые требовали вернуть так называемые Северные территории. Высказав свою позицию, протестующие уезжали дальше, постепенно растворяясь в потоке машин. Тем не менее усилия их были напрасны — российский министр не слышал призывов. В это время главы МИДов России и Японии уже проводили рабочий завтрак.

 Министр Обороны Сергей Шойгу, глава МИД РФ Сергей Лавров, глава МИД Японии Таро Коно (слева направо) во время встречиФото: МИД России/flickr.com Министр Обороны Сергей Шойгу, глава МИД РФ Сергей Лавров, глава МИД Японии Таро Коно (слева направо) во время встречи

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Поговорить министрам было о чём: уже в последних числах июня «на полях» G20 в Осаке состоится встреча премьер-министра Синдзо Абэ с президентом Владимиром Путиным. Ещё после московского саммита лидеров в январе этого года в японских СМИ начали появляться сообщения о готовности сторон подписать рамочное соглашение по мирному договору. Тем не менее подобную информацию Сергей Лавров опроверг ещё в феврале — подчеркнув полное отсутствие условий для урегулирования этой проблемы. Казалось бы, надежда заключить договор окончательно покинула стороны и сменилась пониманием полной неготовности к уступкам ни в России, ни в Японии. Тем не менее двусторонние встречи приобрели подозрительно частый характер. Так, министры иностранных дел проводят уже вторые переговоры за последний месяц, а значит, для этого должен быть повод.

Японцы — устами и премьер-министра, и министра иностранных дел — откровенно говорят, что не собираются раскрывать все детали переговорного процесса, так как это осложнило бы позиции России, — пояснил в беседе с News.ru глава Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. — Если рассуждать логически, то такие слова позволяют предполагать, что Москва готовит некие уступки Токио, хотя официальные российские заявления по-прежнему очень жёсткие. Японцы, в свою очередь, немного смягчают риторику, избегая терминов вроде «незаконная оккупация». Видимо, есть подвижки, о которых мы не знаем, Токио надеется на какой-то компромисс.

При этом эксперт подчёркивает, что прорыва в вопросе заключения мирного договора ждать не стоит. Перспективы заключения рамочного соглашения «на полях» G20 не просматривается.

Камнем преткновения в российско-японских переговорах является трактовка договора 1956 года. Россия считает необходимым заключить мирный договор, согласно которому Япония должна признать российский суверенитет над островами. После этого в качестве жеста доброй воли Москва может передать Шикотан и Хабомаи. Япония же заявляет о неотделимости вопроса о территориальной принадлежности островов и заключения мирного договора. Эти два процесса, по мнению Токио, должны идти параллельно. Кроме того, Япония убеждена в необходимости передачи ей всех четырёх островов.

Но даже в случае, если в Токио согласятся лишь на два острова, к признанию российского суверенитета над Курилами власти страны не готовы ни на каких условиях. Россия же не откажется от необходимости признания итогов Второй мировой войны, которые и подразумевают её суверенитет над четырьмя островами. Так, Лавров уже заявлял, что позиция страны по мирному договору не изменится даже в случае готовности Японии к масштабным инвестициям в страну после передачи российских территорий.

Совместное заявление министров иностранных дел по итогам переговоров в текущих условиях содержало мало конкретики, поскольку министры условились не выносить их содержание на публику. При этом по мирному договору стороны, как и ожидалось, остались при своём мнении. Так, Лавров заявил, что «интенсификация переговоров не означает автоматически того, что мы сближаем позиции». Кроме того, российский министр жёстко раскритиковал освещение вопроса в японской прессе, отметив попытки манипуляции общественным мнением.

Мы сегодня просили наших японских соседей не поощрять и стараться приглушить попытки в публичной плоскости будоражить японское общественное мнение по этой теме, — сказал Лавров.

В ходе отдельной пресс-конференции глава российского МИДа вновь напомнил о позиции Москвы по договору 1956 года и отметил, что Россия учитывает военные отношения Японии и США при выстраивании диалога с Токио по мирному договору. Министр также выразил надежду, что японские власти это понимают.

Очевидно, переговоры действительно стоят на месте и какой-то прогресс есть лишь в вопросе совместной хозяйственной деятельности на Курилах. При этом говорить о реализации масштабных проектов всё же преждевременно. Открытым остаётся вопрос, кто и когда первым публично объявит о прекращении попыток заключить мирный договор, и объявит ли, или процесс, ведущий в никуда, так и будет продолжаться.