Компания General Dynamics Land Systems передала Вооружённым силам США первый прототип танка «Абрамс» модификации M1A2 SEP v3. В ближайшее время вооружённым силам будут переданы ещё пять танков в рамках контракта от 2015 года. В августе 2017 года американское «министерство войны» подписало ещё два контракта с подразделением General Dynamics. Первый — на модернизацию 45 танков «Абрамс» M1A2 SEP v2 до версии SEP v3 стоимостью $270 млн. Второй (цена — $311 млн) — на разработку ещё более современного варианта «Абрамса» — M1A2 SEP v4, который должен начать поступать в войска с 2025 года.
В западных СМИ новость о появлении очередной версии «Абрамса» была подана следующим образом: «Соединённые Штаты реагируют на угрозы и вызовы со стороны бронированных машин вероятного противника в течение предстоящих десятилетий». То есть в сообщениях содержится прямой намёк на то, что обновлённый вариант — ответ на российский танк Т-14 «Армата» и китайский Тип 99.
Однако говорить о том, что модернизация американского основного танка «Абрамс» тесно связана с реальной реакцией американских военачальников на «Армату» — явное преувеличение. На вооружении армии США находится около 1590 единиц «Абрамса», и на этом фоне заказ на усовершенствование 45 бронемашин — ничто. По мнению экспертов, новые версии танка призваны, скорее, загрузить работой основного американского производителя тяжёлой бронетехники — компанию General Dynamics Land Systems, поскольку отличия усовершенствованной версии от M1A2 SEP V2 носят «косметический» характер. Свежая версия получит:
- новую радиостанцию для работы в единой тактической радиосети;
- систему радиоэлектронной борьбы AN/VLQ-12, которая блокирует линии радиоуправления взрывных устройств;
- модернизированную систему управления огнём;
- новый наполнитель пакета сменного бронирования башни, повышающий защищённость от кинетических и кумулятивных боеприпасов; дистанционно управляемый командиром модуль с 12,7-миллиметровым пулемётом и круглосуточной системой наблюдения и прицеливания;
- систему мониторинга агрегатов и узлов танка и улучшенную электронику; аппаратуру для ведения огня выстрелами с программируемым взрывателем, что позволяет проводить подрыв снаряда в заданной точке.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, специально для News.ru:
— Как правило, в дорогих боевых платформах конструкторы изначально предусматривают возможности для модернизации. У «Абрамса» — танка, который был принят на вооружение в 1980-х годах, этот ресурс, очевидно, не исчерпан. Тем более что американцам, как экспортёрам вооружений, важно демонстрировать своим клиентам, что машина совершенствуется, получает новые приборы обнаружения, повышаются её живучесть на поле боя, огневая мощь. А это важно даже во время боевых действий с иррегулярными формированиями, которые сейчас применяют противотанковые ракетные комплексы не только против танков, но и джипов-«тачанок» из-за возможности прицельной стрельбы.
До кризиса на Украине в российских и западных СМИ шла постоянная дискуссия — есть ли танкам место на современном поле боя? Мол, в наш век поражение группировки противника обеспечивается высокоточным оружием, поэтому широкое использование бронетехники теряет всякий смысл. Боевые действия на Украине и в Сирии доказали обратное — танки остаются главной ударной силой наземных операций.
Разработки России и КНР в сфере бронетехники также заставляют Соединённые Штаты реагировать на этот процесс и оптимизировать свои машины и боеприпасы к ним. Но это, конечно, не новые машины. Да и сам танк «Абрамс» M1A2 SEP v3 впервые был представлен на оружейной выставке ещё в октябре 2015 года, а спустя два месяца автобронетанковое управление армии США заключило с компанией General Dynamics Land Systems контракт на модернизацию опытной партии из шести танков.
Таким образом, речь идёт не о радикальной модернизации основного танка армии США, а о локальных улучшениях танка классической компоновки, которая после появления «Арматы» с её бронекапсулой, изолированной от боекомплекта, моментально устарела. Причём эти улучшения, по сути, сводятся всего лишь к «обновлению программного обеспечения».