Министерство просвещения представило на суд правительства обновлённую версию национального проекта «Образование», заряженную на формирование новой управленческой элиты. Согласно концепции, учить тонкостям работы губернатором или министром начнут чуть ли не со школьной скамьи — в самом буквальном смысле.
По следам президента
В основе своей документ не претерпел кардинальных изменений, однако дополнился важным, десятым по счёту пунктом — федеральным проектом «Социальные лифты». Его заявленная цель амбициозна — формирование новой молодой управленческой элиты. На реализацию предполагается выделить около 5 млрд рублей (при общем бюджете 681,7 млрд). На эти деньги предполагается проводить ежегодные профессиональные конкурсы, число которых должно к 2024 году достичь 35.
Определены и ответственные: само Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, а также форум «Россия — страна возможностей», уже зарекомендовавший себя в качестве настоящего «акселератора» управленческих кадров. К слову, форум этот организуется при активном содействии Администрации президента и лично первого замруководителя ведомства Сергея Кириенко.
Ряд профильных экспертов, в частности, президент Международной ассоциации непрерывного образования Евгений Сжёнов, утверждают, что именно господин Кириенко стал вдохновителем этой новации, что выглядит правдоподобно хотя бы потому, что на базе Российской академии народного хозяйства существует так называемая «школа Кириенко», а если официально — Высшая школа государственного управления, в попечительском совете которой заседает Сергей Владиленович.
Однако о необходимости качественного обновления государственной элиты президент Владимир Путин говорил неоднократно в те времена, когда перспективы работы Кириенко на Старой площади даже не рассматривались. Например, в 2015 году (тогда нынешний первый замглавы Администрации возглавлял Росатом) глава государства в ходе пленарной сессии на Санкт-Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) заявил о необходимости «сформировать целый класс государственных менеджеров, которые умеют работать гибко, по‑современному, понимают запросы бизнеса к деловому климату, к системе госуправления в целом». Тогда же Владимир Путин анонсировал создание центра обмена лучшими практиками госуправления и формирования региональной бизнес-среды, который будет работать в стенах «одного из лучших учебных учреждений страны». Возможно, именно РАНХиГС и подразумевался, но не факт, поскольку на самом деле программы подготовки государственных кадров реализуются во всех ведущих вузах — МГУ, МГИМО, СпбГУ… И везде рады качественно «натаскать» региональных чиновников на новые стандарты.
Своевременная инициатива
По мнению первого заместителя исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадима Ковалёва, инициатива Министерства просвещения о внедрении в существующую систему образования подготовки качественных управленческих кадров подоспела более чем своевременно. «В российском менеджменте уже случилось „импортозамещение“, — отметил эксперт. — Если раньше в некоторых отраслях было сложно найти руководителей с „нашей фамилией“, то сейчас уже подросли доморощенные таланты. Да и кризис помог, как ни странно, ведь зарплата в России в пересчёте на евро уже перестала быть привлекательной». При этом, отметил господин Ковалёв, российские бизнес-школы также добились определённых успехов, постепенно став центрами управленческой науки. Однако, по словам эксперта, дефицит управленческих кадров с узкой специализацией всё равно остаётся, особенно если говорить о регионах.
Вадим Ковалёв верит, что формат конкурсов даст свои позитивные плоды: «Подобный формат всегда актуален, потому что позволяет привлечь внимание к инициативе самых широких экспертных кругов и, конечно, медиа. Если новый проект Министерства просвещения действительно станет социальным лифтом для талантливых ребят, его можно только приветствовать. К слову, современная практика показывает, что переход управленцев из бизнеса во власть и наоборот уже не является чем-то сверхъестественным».