Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала «дело Скрипаля» провокацией и авантюрой со стороны Лондона. По её словам, на неубедительную аргументацию британских властей о причастности России к отравлению бывшего полковника ГРУ и его дочери обратили внимание даже издания Туманного Альбиона. Тем не менее вряд ли правительство Великобритании отступит. И чтобы понять, как России выстроить эффективную защиту от всех нападок, необходимо ответить на главный вопрос: зачем Великобритании вступать в жёсткое противостояние с Россией, да ещё тянуть за собой весь Евросоюз, из которого она вот-вот должна выйти? И при попытках ответить на этот вопрос возникают весьма интересные обстоятельства.
Самой простым объяснением, почему «англичанка гадит», было бы рассуждение на тему новой холодной войны между Россией и Западом. Мол, в Вашингтоне недовольны усилением влияния РФ в мире и используют все средства, чтобы сдержать нашу страну. Великобритания же в этой конструкции просто верный союзник Соединённых Штатов и выполняет их волю.
Но в нынешней ситуации мы видим, что США стараются держаться в стороне от всей этой истории со Скрипалями. Вашингтон при всём своём коварстве, использовании откровенно фейковых сообщений и доказательств своей правоты, всеядности при выборе средств достижения цели обычно предпочитает публично брать на себя ответственность за тот или иной процесс. Дескать, посмотрите: не кто иной, а мы в авангарде мирового развития, защитники свободы и вообще исключительная нация.
Сейчас же зачинщиком дипломатической войны с Россией стала именно Великобритания. Она с какой-то поразительной настойчивостью пытается давить на Москву, выбрав для этого откровенно второстепенный повод. И, самое интересное, пытается убедить весь Старый Свет присоединиться к её кампании. Налицо попытка Лондона вести самостоятельную игру и, более того, стать геополитическим центром в мире.
Только спрашивается, зачем? До сих пор Лондон вполне устраивала его роль надёжного сателлита США. Даже внутри Евросоюза Великобритания не пыталась закрепить лидерство, предоставив эту миссию Германии.
Сейчас же Соединённое Королевство пытается вернуть себе статус мировой державы, утраченный после Второй мировой войны. А раз так, то необходимо задуматься над тем, что сподвигло Лондон к этому.
И тут можно предположить, что причиной стал Китай, который вследствие возросшей мощи решил побороться за мировое первенство.
В начале реформ, начавшихся в 1978 году, Дэн Сяопин сформулировал внешнеполитическую доктрину фразой, которая переводится как «Ждать своего времени и копить силы». Китай на протяжении нескольких десятилетий максимально дистанцировался от мировых конфликтов и не пытался распространять своё влияние за рубежом. Но по мере экономического развития росли и амбиции Китая на мировой арене. Так возник лозунг «Рост и развитие», а вскоре и «Мягкая сила». В 2004 году в Сеуле был открыт первый зарубежный институт Конфуция, цель которого — распространение китайского языка, знакомство жителей других стран с китайской культурой и, конечно, — донесение до жителей других стран своего видения мировых проблем. В 2017 году, по данным агентства Синьхуа, в 146 странах мира работали уже 516 институтов Конфуция. Однако до поры до времени Китай позиционировал себя исключительно как региональная держава, где государство озабочено прежде всего благосостоянием своих граждан.
Но в 2013 году новый председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул лозунг «Один пояс и один путь». Изначально под лозунгом подразумевался альтернативный морскому сухопутный маршрут китайских товаров на европейский рынок, как его называли в самом Китае — Новый Шёлковый путь. Пекин приступил к строительству соответствующей инфраструктуры в странах Центральной Азии, начались переговоры о модернизации железнодорожных магистралей в России.
Вскоре выяснилось, что «Один пояс и один путь» — это не просто открытие новых возможностей для торговли, но подразумевает собой проект новой глобальной архитектуры, в который планируется включить большинство государств Евразии и даже Африки. То есть речь идёт не просто об экономическом сотрудничестве, а о новой модели глобального устройства. Причём в Китае подчёркивают, что эта модель — альтернатива и конкурент американской модели и строится на совершенно иных принципах.
«Мы должны сформировать международные отношения нового типа, отличительной чертой которых станет выгодное для всех сотрудничество. Мы должны формировать партнёрства на основе диалога и дружбы, а не конфронтационные альянсы. Все страны должны уважать суверенитет, достоинство и территориальную целостность других государств, их пути развития и общественные системы, а также учитывать ключевые интересы и обеспокоенности друг друга», — заявил Си Цзиньпин в мае 2017 года.
То есть если американская модель глобального устройства строится на основе всеобщей конкуренции и подчинении слабых сильным, то Китай предлагает совершенно иную картину мира.
На последней сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте этого года заявка Китая как на центр объединения была юридически окончательно оформлена. В Конституцию КНР был внесён пункт о том, что Китай строит «сообщество единой судьбы человечества».
Надо отметить, что строительство это идёт крайне быстрыми темпами. В 2013 году на очередной сессии парламента было провозглашено, что для защиты достижений Китай должен добиться военного паритета с США, и к этой цели Поднебесная последовательно идёт. В январе появилось сообщение, что в Китае набирают специалистов по искусственному интеллекту и киберсистемам, чтобы суметь в случае необходимости вывести из строя боевые корабли, самолёты и центры военного управления Соединённых Штатов. Указывалось, что это разумная альтернатива гонке вооружений. КНР стремится подкреплять экономическую экспансию военным присутствием и наращивать активность возле ведущих торговых морских путей. Последняя новость — Китай начал торговлю нефтяными фьючерсами на юани. Причём в Пекине открыто заявляют, что таким образом пытаются снизить роль доллара в мировой экономике.
Не удивительно, что за всем этим с большой опаской наблюдают в Вашингтоне. Там прекрасно понимают, что если США потеряют глобальное лидерство, страну ждут большие потрясения. Сегодня именно благодаря статусу мирового гегемона США могут обменивать на свои доллары результат труда людей по всему миру, бесконечно наращивать госдолг.
И если предыдущий американский президент Барак Обама больше рассуждал о китайской угрозе, то Дональд Трамп решил взяться за проблему всерьёз. На повестке дня — пошлины против китайских товаров, обвинения в краже интеллектуальной собственности, ограничение китайских инвестиций на территории США, ограничения для китайских студентов на получение образования в Штатах. Чем закончится это противостояние США и Китая, пока предсказать сложно. Но что конфликт между двумя державами нарастает — неоспоримый факт.
И вполне можно предположить, что Великобритания решила поставить на Китай. Дружба с США, общие ценности свободы, цивилизационная общность — это всё, конечно, хорошо. Только в любом случае придётся приспосабливаться к новой реальности и думать, как строить отношения с будущим победителем. Не случайно в октябре 2015 года Си Цзиньпина в Лондоне принимали с удивительной благожелательностью. Королева и члены монаршей семьи, политики и дипломаты буквально обхаживали «китайского императора». Можно, кстати, вспомнить, как через год дотошные до церемоний китайцы не подали трап к самолёту Барака Обамы, и президент США был вынужден спускаться по железной откидной лестнице.
Но сама по себе Великобритания не так важна в новой конструкции мира, выстраиваемой Китаем. И в Лондоне, видимо, решили, что свой статус можно повысить за счёт России. И раздули скандал с отравлением Скрипаля.
Великобритания уже выслала 23 российских дипломатов, потом уговорила европейских партнёров отозвать из Москвы посла ЕС. Пока для консультаций. Дальше — больше. По сообщению Times, о высылке российских дипломатов задумались аж 20 европейских государств. Вскоре действительно наших сотрудников посольств решили выслать Германия, Франция, Польша, Литва, Чехия, Латвия, Дания, Нидерланды, Италия, Украина.
Казалось бы, зачем Великобритании пытаться изолировать Россию? Если принять во внимание «китайский фактор», то сейчас Лондон решает задачу — показать Пекину, что Великобритания может управлять всей Европой. Если вы хотите иметь дела в Старом Свете, то договаривайтесь с нами, мы сумеем решить все проблемы.