Монголия неохотно отвечала на требования Эрдогана прекратить деятельность сторонников Фетхуллаха Гюлена на своей территории, но с некоторых пор начала постепенно избавляться от сторонников движения. Таким же путём действуют в России, Казахстане и других постсоветских республиках: оппозиционеров не экстрадируют напрямую в Турцию, но «выдавливают». Только Украина «подарила» Эрдогану гюленистов практически безвозмездно.

Монголия вносит считающуюся в Турции террористической организацию FETO в чёрный список и отказывается продлить визы её сторонникам, укрывающимся от турецких спецслужб. «Улан-Батор понимает опасения и предупреждения Анкары по поводу деятельности сторонников Фетхуллаха Гюлена в Монголии. Мы предпримем необходимые шаги», — цитирует посла Монголии в Турции Равдана Болда турецкое издание Daily Sabah. Также, по словам Болда, все пять турецких школ в стране, деятельность которых связана с FETO, будут постепенно переданы в собственность Министерства образования.

Отношения Турции и Монголии ухудшились после неудачной попытки экстрадиции живущего в Улан-Баторе директора монголо-турецкой школы «Улаанбаатар Эмпати», сторонника Гюлена Эйсела Акчая. После неудачного военного переворота 15 июля 2016 года, в организации которого Анкара обвинила проживающего в США оппозиционера Фетхуллаха Гюлена, турецкие спецслужбы активно пытаются пресечь деятельность сторонников FETO в других странах. В июле сотрудники MIT похитили и вывезли в Анкару двух проживающих на Украине сторонников оппозиционного политика. Украинские правоохранители не стали препятствовать экстрадиции, однако их монгольские коллеги повели себя иначе. Утром 27 июля, когда Акчай вышел из своего дома, неизвестные затолкали его в машину. Супруга Акчая видела всё из окна и обратилась в полицию и Центральное разведывательное управление (ЦРУ) Монголии, сообщало издание The New York Times. Местные силовики отправились в международный аэропорт Чингисхан, досмотрели два турецких самолёта и на борту одного обнаружили директора школы.

Фетхуллах ГюленФото: Matt Smith/dpa/Global Look PressФетхуллах Гюлен

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Похитителями оказались сотрудники Национальной разведывательной организации (MIT) Турции — они собирались вывезти Акчая в Анкару. Тогда министр иностранных дел Монголии Дамдин Цогтбаатар в срочном порядке связался по телефону со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. За время, пока спецслужбы и должностные лица вели переговоры, возле аэропорта собрался митинг в поддержку директора школы, а жители Монголии начали собирать подписи на имя президента Халтмаагийна Баттулги с требованием не допустить экстрадиции Акчая. В итоге турецкой разведке ответили отказом и директора школы сняли с борта, несмотря на негативную реакцию Анкары и предупреждения, что такой шаг осложнит двусторонние отношения.

Анкара регулярно предупреждает Улан-Батор об опасности развёрнутой на территории страны гюленистской сети. В феврале 2018 года посол Турции в Монголии Ахмет Язел обратил внимание на работу монголо-турецких школ, где преподают и руководят сторонники FETO. В частности, речь шла об учебных заведениях в провинции (аймаке) Баян-Олгий, в городах Дархан и Эрдэнэт, а также о школах «Мон-Турк» и «Улаанбаатар Эмпати» в Улан-Баторе. Дипломы, выданные этими учебными заведениями, заявил дипломат, не будут признаваться действительными в Турции. Все школы открылись в Монголии в 1994 году, сейчас в них учатся около 1300 человек. Сторонники Гюлена активно работают в сфере образования по всему миру — от бедных мусульманских стран до Германии и Нидерландов. Их руководство и преподаватели заявляют, что не занимаются пропагандой в стенах учебных заведений, но Турция считает эти школы рассадниками терроризма.

Фото: Shao Kun/Xinhua/Global Look Press

Большинство населения Монголии не исповедует ислам, однако тюркские народы и монголы имеют общую историю. Поэтому владельцы гюленистских учебных заведений финансировали археологические раскопки, отмечает News.ru проживающий в Анкаре эксперт РСМД Тимур Ахметов. В Улан-Баторе сейчас решили пойти тем же путём, который выбрали в Казахстане, странах Средней Азии и в РФ: решение об экстрадиции сторонников Гюлена и о закрытии школ не принимается, но сторонников FETO различными способами постепенно выдавливают из этих заведений, после чего школы продолжают работать уже с другими собственниками. Подобным образом, отмечает эксперт, были «переформатированы» турецко-татарские лицеи в Казани. В европейских государствах, как правило, остаются глухи к требованиям Анкары, добавляет Ахметов, и гюленистские школы продолжают спокойно работать.