Коллектив из Милтон-Кинс в непростой ситуации. У них традиционно быстрая машина, но с переходом «Формулы-1» на гибриды, двигатель от Renault оказался слабоват и не очень надёжен. Французы постепенно нагоняют Ferrari и Mercedes, но пока это остается проблемой. Все гениальные решения конструктора Эдриана Ньюи, построившего немало чемпионских машин, упираются в недостаточную эффективность двигателей из Вири.
Тем не менее, осень
Догнать чемпионов
ю прошлого года коллектив австрийского миллиардера Дитриха Матешица смог продлить контракт с новой звездой «Формулы-1» Максом Ферстаппеном ещё на три года. Голландцу всего 20 лет, он быстр, смел, техничен, может выжать из машины всё и не склонен к сантиментам. Это помогает на трассе, где для него нет авторитетов, но в будущем, если «красные быки» не предоставят ему инструмент для побед, Макс уйдет в более быструю команду без малейших раздумий.Его папа — экс-пилот «Формулы-1» Йос Ферстаппен — не снискал особой славы в «Больших призах», зато отлично подготовил сына и умеет прекрасно его «продавать». Даниил Квят мог бы немало рассказать о том, что он думает о голландском семействе, выдавившем его из Red Bull и почти загубившем его карьеру. Но амбиции Макса подкрепляются его скоростью, к тому же он имеет то, чего не было у россиянина — полную поддержку, если не поклонение, со стороны руководства команды. Выступать на пределе в условиях мощнейшего прессинга гораздо проще, когда не приходится думать о том, будешь ли ты гоняться завтра или нет.
Кто первый?
Сложнее ситуация с другим пилотом — Даниэлем Риккардо. Австралийца нельзя назвать медленным, он в самом расцвете сил, и был выращен в системе поддержки молодых пилотов Red Bull Junior. Но в конце года истекает его контракт, а новый он подписывать не спешит. В команде готовы продлить отношения, но гонщик пока не принял решения. И тому есть ряд причин.
Во-первых, после подписания нового контракта с Ферстаппеном в октябре 2017 года глава команды Red Bull Кристиан Хорнер зачем-то сказал, что у гонщика появится возможность выстраивать команду вокруг себя. У любого, кто хоть немного интересуется «Формулой-1», сразу перед глазами всплывает Ferrari, пахавшая на Михаэля Шумахера, откровенно задвинув и Эдди Ирвайна, и Рубенса Барикелло, которым отводилась роль «второго номера». В Скудерии всегда так или иначе существовало это разделение, но во времена великого немца эта история достигла своего апогея. Даже у Фелипе Массы был шанс на победу в чемпионате в годы выступлений за итальянцев вместе с Кими Райкконеном, но тот свой единственный шанс упустил. Когда в команду пришла «примадонна» Фернандо Алонсо, в Маранелло вернулись к привычной схеме, и бразилец, как ни сопротивлялся этому, но в один «прекрасный» день услышал по радио в гонке, где он лидировал, ныне ставшую уже легендарной фразу своего гоночного инженера: «Фернандо быстрее тебя». Так на командном мостике Массе намекнули, чтобы он подвинулся и пустил к победе напарника.
Риккардо открыто говорит, что никогда не будет «вторым номером», поэтому как минимум ему нужно прояснить свою позицию в команде.
Движущая сила
Второй вопрос — собственно форма самой команды в ближайшие годы. Карьера Дэна в зените, но времени для завоевания заветного титула всё меньше. Помимо краткосрочных перспектив, связанных с мощностью и надёжностью моторов Renault, есть и другая проблема: срок контракта между австрийцами и французами.
С началом гибридной эры в «Формуле-1» наступила эпоха доминирования Mercedes. Немцы не пожалели денег и начали создавать свои двигатели аж за два года до начала их внедрения. Итого — восемь подряд титулов в командном и личном зачётах. До этого всё, что можно, выигрывал как раз Red Bull во главе с Себастьяном Феттелем, а начало гибридной турбоэры команда из Милтон-Кинс провалила. Шасси было по-прежнему эффективно, но двигатель Renault слишком много проигрывал по мощности немецким конкурентам, да и надёжностью совсем не отличался. Это страшно раздражало и Хорнера, и советника владельца Red Bull Дитриха Матешица по вопросам автоспорта доктора Хельмута Марко. Оба не стеснялись в выражениях в адрес партнёров-моторостроителей. Понятное дело, что им это не очень нравилось, и в конце 2015 года дело чуть не дошло до досрочного разрыва отношений. Но проблема была в том, что Mercedes, Ferrari и Honda по разным причинам не горели желанием поставлять моторы Red Bull. Одни были и так загружены поставками действующим клиентам из Williams и Force India, другие не хотели усиливать позиции конкурентов, третьи оказались повязаны контрактом с McLaren, предусматривающим эксклюзивные поставки только одной команде.
Ситуацию помог разрулить всесильный тогда Берни Экклстоун. Глава Formula One Management помирил команду и мотористов, после чего те продлили контракт, правда, двигатели были брендированы названием часовой компании Tag Heuer. За два последних сезона Red Bull смогла выиграть несколько отдельных гонок, а перед сезоном-2017 появились прогнозы, что именно Риккардо и Ферстаппен будут конкурировать с мерседесовцами, но первые же предсезонные тесты обескуражили коллектив австрийского концерна: новая машина была существенно медленнее не только Mercedes, но и Ferrari. Выяснилось, что в Renault не смогли сильно приблизиться по показателям к двигателям конкурентов, да и проектировщики болида создали не лучшее своё творение. Весь сезон ушёл на исправление ошибок, удалось даже одержать несколько побед. И если кубок в Баку Риккардо скорее подарили Феттель с Хэмилтоном, то в Малайзии и особенно в Мексике конкуренты реально не могли угнаться за Ферстаппеном. Но проблема с надёжностью сохранялась на протяжении всего сезона. Это же касалось и дочернего коллектива Toro Rosso, где под конец сезона вообще существовала угроза физической нехватки запасных компонентов для гибридного двигателя.
Тренировка на кошках
Перед окончанием прошлого сезона произошёл ряд интересных рокировок. McLaren, отчаянно искавшая замену ненадёжной Honda, смогла договориться о поставках с 2018 года двигателей Renault, при этом японцы стали эксклюзивным поставщиком Toro Rosso, которой пришлось отдать на год в аренду в заводскую команду Renault Карлоса Сайнса. Хельмут Марко не скрывает, что в Red Bull будут внимательно следить за ходом сотрудничества Honda c Toro Rosso. Если японцы совершат чудо, и их двигатели начнут, наконец, составлять конкуренцию лидерам, головная команда расстанется с французами и станет пользоваться услугами специалистов из Хиросимы. Это оправдано экономически, так как обе команды принадлежат одному человеку — Дитеру Матешицу. И часть элементов конструкции, разрешённых правилами, Toro Rosso приобретает у Red Bull, например, коробку передач. При постройке болида для 2018 года её пришлось адаптировать под мотор Honda, что не так и дёшево. Так что этот год будет очень важным и для поставщика двигателей, и для обеих команд. Первому предстоит начать восстанавливать свою сильно подмоченную за последние три года репутацию, вторым — оценить дальнейшие перспективы сотрудничества.
Что дальше?
Пока Red Bull продолжит выступать с двигателями из Франции. Если Renault продолжит сокращать отставание от лучших моторов, в 2018 году Ферстаппен сможет попортить кровь гонщикам Mercedes и Ferrari, как делал это уже не раз.
Даниэля Риккардо тоже медленным не назовёшь. Ему 28, он в расцвете карьеры, но в этом году ему предстоит принять решение: продлить контракт или уйти в другую команду. Ясно, что австралийца интересуют места среди лидеров. И если он поймёт, что в нынешней команде ему не дадут возможности бороться за победы, или делать это не позволит скорость машины, Дэн может начать смотреть «на сторону».
Вопрос — в чью. Теоретически позиции могут появиться как в Mercedes, если Валттери Боттас сильно разочарует начальство, так и в Ferrari, где вряд ли продлят ещё на год Райкконена.
Кристиан Хорнер призывает гонщика определиться побыстрее, чтобы начать переговоры, Даниэль же говорит, что время обдумать разные варианты у него есть. В Mercedes не станут торопиться с перспективами Валттери, что играет против Риккардо: у Red Bull может просто лопнуть терпение, а замена для гонщика есть — например, тот же отданный в аренду в Renault Карлос Сайнс. Кроме того, в обойме немцев есть один очень быстрый и молодой гонщик — француз Эстебан Окон. Он выступает в Force India, но пользуется поддержкой концерна из Штутгарта.
Cо Скудерией тоже не всё так просто. Пока Себастьян Феттель в команде, она будет пахать на него одного, что не устроит австралийца. И ухода Феттеля на пенсию он может и не дождаться — они почти ровесники. Кроме того, они год выступали вместе за Red Bull, и тогда Дэн опередил Себа в сезоне. Не факт, что немец сохранил приятные воспоминания об этом.
Так что Риккардо должен показать в этом году всё, на что способен, чтобы повысить свою ценность на рынке пилотов, регулярно опережать Ферстаппена и вовремя определиться со своим будущим, чтобы не остаться у разбитого корыта. Весельчак вне гонок, но жёсткий и быстрый на трассе, австралиец — настоящее украшение «Формулы-1». Потерять его было бы большой ошибкой.