5 декабря 2009 года, ровно 15 лет назад, в клубе «Хромая лошадь» в центре Перми произошел пожар, в результате которого погибли 156 человек и десятки людей пострадали. Некоторые из них уже никогда не встанут с инвалидных кресел. Многие пермяки потеряли своих супругов, родителей, детей. Виновниками трагедии были признаны восемь человек, большинство из которых получили реальные сроки. Все, кто отбывал наказание, уже вышли на свободу. NEWS.ru выяснил, что с ними стало и чем тот страшный вечер похож на теракт в «Крокус Сити Холле».
Как развивались события в «Хромой лошади»
Трагедия случилась в день рождения клуба. Выступить на восьмилетии заведения пригласили иностранных артистов, запланировали зрелищное шоу. В зале собралось более 300 человек. В полночь запустили салют. Он и стал причиной пожара.
«Я сидел за столиком недалеко от сцены, видел, как достали коробку с пиротехникой, стали поджигать салюты, а ведущий считал: один, два, три... восемь. И последний залп рванул прямо в потолок!» — рассказывал «КП-Пермь» один из выживших Сергей.
Обшивка и декорации вспыхнули за доли секунды. По словам мужчины, пламя и едкий дым распространились по залу мгновенно. Сергей вспоминает, что ведущий спокойно попросил гостей выйти. Люди не сразу осознали произошедшее, начали не спеша собираться. Но когда погас свет, в зале началась паника.
Гости не могли быстро покинуть заведение — его окна были заколочены, запасной выход завален мусором, а входная дверь открывалась только наполовину. Люди теряли сознание, многие получили тяжелые травмы и ожоги.
Однако закрытые выходы не помешали покинуть заведение его владельцу Анатолию Заку. Бизнесмен разбил одно из окон, выбрался из здания и добрался до своей квартиры. Там он собрал вещи, сел в автомобиль и рванул в сторону екатеринбургского аэропорта Кольцово, откуда намеревался улететь из страны.
Какие сроки получили виновники трагедии
Зака задержали на трассе. Позже вместе с ним на скамье подсудимых окажутся еще семь обвиняемых. Следствие длилось меньше года, осенью 2010-го начался суд. 30 апреля 2013 года всех подсудимых по делу о пожаре в «Хромой лошади» признали виновными.
Анатолий Зак отправился в колонию на 9 лет 10 месяцев. Исполнительного директора клуба Светлану Ефремову приговорили к четырем годам, арт-директора Олега Феткулова — к шести годам. Организатор рокового салюта глава пиротехнической компании «Пироцвет» Сергей Дербенев получил пять лет колонии, его сын, работавший в компании отца, Игорь Дербенев — 4 года 10 месяцев колонии.
Суд признал, что большинство погибших не смогли выбраться из клуба из-за отсутствия запасных эвакуационных выходов.
«Конструкция кафе исключала возможность эвакуации людей вне зависимости от их возраста», — заявил судья, оглашая приговор.
Инспекторы Госпожарнадзора Дмитрий Росляков и Наталья Прокопьева отправились в колонию-поселение на пять лет и четыре года соответственно. С экс-главы Госпожарнадзора Владимира Мухутдинова удержали штраф в размере 70 тысяч рублей и запретили ему занимать госдолжности на три ближайшие года: суд переквалифицировал обвинение и освободил его от ответственности по истечении срока давности преступления. Также суд учел состояние здоровья мужчины и наличие госнаград за службу в МЧС как смягчающие обстоятельства.
Кроме того, из Испании экстрадировали коммерческого директора клуба Константина Мрыхина, которому после пожара удалось сбежать за границу. Из-за этого уголовное дело в отношении него выделили в отдельное производство. В 2012 году его приговорили к шести с половиной годам колонии общего режима.
Суд обязал всех фигурантов выплатить компенсацию родным погибших и пострадавшим при пожаре. За каждого погибшего они должны были заплатить полтора миллиона рублей, за тяжело пострадавшего — миллион рублей, а те, кто получил травмы средней тяжести, могли рассчитывать на 500 тысяч. За причинение вреда легкой степени тяжести виновные должны были выплатить по 200 тысяч рублей, и по 50 тысяч рублей присуждалось людям за вред, не повлекший ущерба.
Вину в произошедшем признали только два фигуранта — Ефремова и Прокопьева. Остальные подсудимые лишь выразили соболезнования родственникам погибших и пострадавших.
Что стало с осужденными по делу о пожаре
На сегодняшний день все осужденные вышли на свободу. Анатолий Зак провел в колонии под Челябинском восемь лет девять месяцев. Ему пересчитали срок в соответствии с новым законом, по которому день в СИЗО приравняли к полутора дням в колонии. Едва освободившись, Зак улетел в Израиль. «КП-Пермь» писала, что он поехал «восстанавливать здоровье».
В 2015 году по амнистии освободился пиротехник Сергей Дербенев. Остальные фигуранты дела отсидели срок полностью. Выйдя на свободу, виновные продолжили работать и заниматься бизнесом. Например, Дербенев снова открыл пиротехническую компанию. Мрыхин поселился в Испании, остальные фигуранты остались в Перми. 26 сентября 2023 года скоропостижно скончался арт-директор «Хромой лошади» Феткулов.
Выплатили ли компенсацию потерпевшим
Компенсации пострадавшим выплатили только трое фигурантов. В их числе Зак, у которого арестовали имущество в России. Он отдал порядка 150 миллионов рублей. За Дмитрия Рослякова и Наталью Прокопьеву заплатило государство. Близкие погибших рассказывали, что в последние годы суммы компенсации от других виновных поступали смешные.
«Какое-то время мы получали от виновников жалкие копейки. Было горько и смешно, когда пикали эсэмэски в телефоне: 52 копейки, рубль двадцать, пять рублей. А в последние год-полтора вообще не было никаких поступлений», — говорили пострадавшие в 2019 году.
Адвокат Игорь Трунов, который занимался делами некоторых потерпевших, рассказал NEWS.ru, что обращался в Генпрокуратуру, добиваясь наложения ареста на зарубежное имущество владельца «Хромой лошади». Он просил направить соответствующий запрос в МВД Испании, так как знал о готовящейся продаже заграничных активов Зака. По его мнению, того российского имущества, которое удалось арестовать, было недостаточно для компенсации ущерба.
«Все [зарубежное] имущество вывели из-под материальной ответственности. Его продали или вывели какими-то иными способами», — объяснил Трунов.
При этом адвокат отметил, что возмещение вреда здоровью не имеет сроков давности и пострадавшие могут попытаться добиться компенсации даже спустя 15 лет с момента трагедии. Адвокат Павел Яковлев, защищавший Анатолия Зака, отказался говорить с NEWS.ru о пожаре и судьбе своего подзащитного.
«Я не комментирую эти вещи давно прошедших дней. Я уже все забыл. Всех и все. Эти события не хочу вспоминать. Извините», — сказал он.
«Люди пытались быть рядом»
Пострадавших после пожара доставили в клиники Перми, Челябинска, Москвы и Санкт-Петербурга. Реанимационное и ожоговое отделения Санкт-петербургского НИИ скорой помощи имени Джанелидзе были переполнены, вспоминает психолог Ольга Коротина-Гессе, которая оказывала помощь родственникам и самим потерпевшим. Она рассказала NEWS.ru, что люди вели себя по-разному: кто-то плакал, кто-то безмолвно сидел в одной позе, кто-то кричал.
«Но все вели себя достойно. Никто не позволял себе некорректных высказываний. Злобы не было. Были отчаяние, безысходность и боль. Боль буквально висела в воздухе», — поделилась она.
Психолог вспоминает, как одна из родственниц пострадавших в пожаре стояла у автомата с водой, била по нему и кричала: «Почему это со мной? Почему это случилось с моими близкими?» Ей никто не делал замечаний, люди просто пытались быть рядом, поддерживать. Кроме того, близкие пострадавшей 26-летней девушки просили психолога почитать их дочери «Алису в стране чудес».
По словам Коротиной-Гессе, трагедии остаются навсегда в сердце не только у тех, кто имел к ним непосредственное отношение, но и у всех, кто был свидетелем, у помогающих специалистов. Она рассказала, что с родственниками пострадавших в «Хромой лошади» она созванивалась даже спустя годы после пожара.
«Кто-то похоронил уже своих детей. Они говорили: „Вы та ниточка, которая нас связывала тогда“. Конечно, время идет, звонки прекращаются. Но я убеждена в том, что если каждый человек будет ответственно относиться к тому, что он делает, к жизням других людей, которые могут от него зависеть, то таких трагедий будет меньше. Ведь нет ничего ценнее человеческой жизни», — резюмировала она.
Что общего у пожара в «Хромой лошади» и теракта в «Крокусе»
Трунов, который защищал интересы некоторых пострадавших в «Хромой лошади», также занимается исками родственников погибших в теракте в «Крокус Сити Холле». Адвокат сообщил, что видит сходство между этими двумя страшными трагедиями. По его мнению, самой распространенной причиной смерти людей в пермском клубе, как и в «Крокусе», стало отравление ядовитыми веществами от горения пластмассы, которая использовалась в отделке помещения. Адвокат считает, что для летального исхода было достаточно вдохнуть один раз.
«На тот момент вот эта ядовитая пластмасса, которую выпускали у нас в России, использовалась повсеместно. „Крокус Сити“ строился в тот же период, что и „Хромая лошадь“. И я предполагаю, что там использовалась та же самая пластмасса, которая выделяла те же самые ядовитые вещества», — сказал Трунов.
По словам юриста, государство уже предприняло ряд шагов по регулированию производства этого материала. Тем не менее Трунов называет это полумерами. Он уверен, что в систему изготовления и спектр использования данного вида пластика необходимо внести «тотальные изменения».
Читайте также:
Появилось видео крупного пожара в цехе по производству полистирола
Трое фигурантов дела о теракте в «Крокусе» оспорили продление ареста
«Рамки добра и зла»: в ГД ответили на глумление блогеров над «Крокусом»
Когда будут судить террористов из «Крокуса»: отпустят ли их на свободу