«Перед собеседованием с женщиной мы всегда мониторим её соцсети»
Российские компании стали гораздо охотнее брать на работу женщин, но здесь не обошлось без подвохов

Последние социологические опросы показали, что работодатели уходят от гендерных стереотипов: негласные ограничения на трудоустройство женщин по некоторым статусным вакансиям встречаются всё реже. Между тем представители кадровых служб утверждают, что ситуация не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. В частности, эйчары активно мониторят социальные сети именно потенциальных кандидаток на вакансии, оценивая их внешние данные и даже личную жизнь. Впрочем, реалии, связанные с мобилизацией в стране, породили и новые тренды в сфере трудоустройства.
СССР в голове
Число работодателей, имеющих какие-либо предпочтения по поводу социального статуса кандидатов-женщин, сокращается. Таковы выводы исследования, проведенного рекрутинговым сервисом SuperJob. Сегодня подобные предпочтения имеются у 22% компаний — это на три процентных пункта меньше, чем год назад, и на 13 пунктов меньше, нежели в доковидном 2019-м. По данным SuperJob, аналогичная ситуация сложилась и в отношении соискателей-мужчин: число организаций, имеющих предпочтения относительно их семейного положения, по сравнению с 2019 годом сократилось более чем вдвое, с 25% в 2019-м до 11% сегодня.
Причем те немногочисленные компании, где все еще присутствуют негласные приоритеты, чаще отдают предпочтение соискателям, состоящим в браке и имеющим детей.
В ходе исследования выяснилось: в том, что в их компании есть негласные запреты в отношении некоторых категорий женщин-кандидатов, признались 13% менеджеров по персоналу. Причем сильный пол в меньшей степени подвергается скрытой дискриминации, тем не менее тренд очевиден: сегодня негласные запреты в отношении мужчин определенного семейного положения налагаются вдвое реже, чем 12 лет назад.
В 81% компаний сообщили, что семейное положение женщины не влияет на решение о ее работе. В отношении мужчин то же заявляли чуть чаще — в 86% организаций. При этом в 2010 году разница между числом работодателей, лояльных к социальному статусу женщин и к социальному статусу мужчин, была гораздо более значительной — 47% и 69% соответственно, — сообщили в SuperJob.

Между тем участники рынка склонны с определенной долей скепсиса относиться к полученным выводам исследования. Заместитель руководителя кадровой службы одной из крупных российских компаний в приватной беседе с корреспондентом NEWS.ru признался, что «гендерные стереотипы никуда не делись и вряд ли денутся»:
Например, у нас довольно консервативное руководство. Перед собеседованием женщины-кандидатки мы всегда мониторим страницы в ее социальных сетях. Если что-то настораживает, показываем топам. Например, если на фотографиях девушка часто появляется в обществе разных мужчин, при этом не показывает снимки своей семьи, мужа, детей, то это наводит на некоторые размышления. Либо если девушка часто одна появляется в ночных клубах, не повод ли это задуматься, какой образ жизни она ведет, и как это скажется на имидже компании в случае чего? Простите, но шефа может смутить даже длина юбки.
Эксперт в сфере комплексной безопасности Александр Колесников в разговоре с NEWS.ru подтвердил, что российские работодатели в большинстве своем опасаются принимать на работу одиноких девушек.
К сожалению, Советский Союз из мозгов наших граждан, особенно возрастных, никуда не ушел. У нас по-прежнему сильны стереотипы: если девушка одинока и встречается с разными мужчинами, значит, она обязательно проститутка. А если еще на плече татуировка — то всё, пиши пропало, наверняка еще и наркоманка, — иронизирует Колесников.
При этом, по его оценкам, «мужикам позволяется больше», хотя некоторые работодатели сегодня «буквально помешаны на ЗОЖ».
Недавно столкнулся с историей, когда мужчине отказали в приеме на работу только потому, что он признался, что по выходным весело проводит время с друзьями и употребляет алкоголь.
Однако Колесникову оппонирует клинический психолог Марина Бондаренко. По ее мнению, тенденция по изменению вектора в настроениях российских кадровиков появилась в пандемию, еще больше ситуация сдвинулась — от гендерных предпочтений в сторону профессиональных скилов и личностных качеств — после начала спецоперации в Украине 24 февраля.
Такая тенденция будет набирать обороты. Конечно, на рынке встречаются консервативные компании, которые предпочитают ставить на руководящие должности мужчин, нежели женщин, однако и здесь ситуация меняется. Среди моих клиентов — немалое количество успешных женщин — топ-менеджеров, которые виртуозно руководят мужскими коллективами от тысячи до нескольких тысяч человек, — рассказала она NEWS.ru
Она подчеркнула, что позитивные процессы в этом направлении идут, хотя «конечно, нам есть куда расти».

Мужчины постарше
Эксперты признают, что стереотипы к женщине в российском обществе не исчезли. Россия по-прежнему остается страной с сильными традиционными и патриархальными устоями.
Согласно статистике, только 13% от общего числа коммерческих компаний имеют женщин-руководительниц среди менеджеров высшего звена. По доле женщин в парламенте Россия находится на сотом месте в мире, уступая в этом рейтинге большинству стран СНГ. Нередко возникают проблемы с необоснованными отказами женщинам в трудоустройстве.
По оценкам кандидата психологических наук Петра Бычкова, связано это с двумя основными факторами:
Социальная роль женщины в России — это, прежде всего, мать. Декретный отпуск (140 дней), частые больничные в связи с простудами детей и прочие бытовые проблемы — всё это лишние издержки для работодателя, которых он старается избегать. Точно так же происходит назначение на руководящую должность: гораздо безопаснее назначить на ответственную должность мужчину, в котором работодатель точно уверен, что сотрудник не выпадет из рабочего процесса на полгода.
Второй фактор, по мнению Бычкова, — поведенческие различия, заключающиеся в том, что мужчины более склонны к риску и чаще готовы жертвовать сторонними интересами для достижения стратегической цели.
В целом у женщин нет таких отличий от мужчин, которые бы им не позволили заключить трудовой договор и продвигаться по карьерной лестнице. Более того, исследователи одной из самых крупных аудиторских компаний на мировом рынке Ernst&Young, изучив 22 тысячи компаний во всем мире, пришли к выводу, что организации, имеющие в руководстве женщин, показывают более высокие показатели финансовой эффективности, — указал собеседник NEWS.ru.
Однако новые реалии, связанные с прошедшей в стране частичной мобилизацией, породили и новый тренд, рассказала NEWS.ru основатель консалтингового агентства Redoo Светлана Андреева. Она напомнила, что долгое время российские компании весьма неохотно нанимали сотрудников после 40 лет — вне зависимости от половой принадлежности и опыта работы. Однако и здесь, как выяснилось, наметились определенные сдвиги во время пандемии и особенно после 24 февраля.
После объявления частичной мобилизации 21 сентября 2022 года российские компании неожиданно оценили женщин-сотрудниц как наиболее адаптивных, в то время как мужчины, по их мнению, адаптируются лишь „нормально“. Можно предположить, что в дальнейшем в российских компаниях станет гораздо больше как женщин, так и сотрудников старше 45 лет. Конечно, также будет сделан упор на наем мужчин, защищенных от потенциальных новых волн мобилизации, — указала Андреева.
Ранее представители ряда рекрутинговых компаний заявили, что работодатели действительно стали куда более охотно трудоустраивать женщин.